|
||||
Распутин в Верхотурье Статья опубликована в информационно-художественном бюллетене "Врата-Екатеринбурга", №4(11), 1998 год. Григорий Ефимович Распутин, одно из самых известных имен в Российской истории, родился в 1869 году. Он был крестьянином Тобольской губеринии, Тюменского уезда, села Покровского. Как теперь никого уже не удивляет, что простой мужик мог стать особо приближенной персоной императорской семьи, так не прозвучит сенсацией то известие, что между Г. Распутиным и Верхотурьем также существует связь. Началась она еще в бытность Григория Ефимовича простым поселянином и семьянином. В числе множества паломников, из ближних и дальних краев приходивших в священный град Верхотурье и посещавших его святыни, хаживал и Григорий, начинавший свой подвиг странничества с посохом и сумой. В записках о Распутине «Святой черт» бывшего иеромонаха Илиодора (Труфанова) повествуется: «Во время молотьбы, когда над его святостью смеялись домашние, он воткнул лопату в ворох зерна и пошёл по святым местам. Ходил целый год. Много видел, много слышал. Пришел домой в хлеву у себя выкопал пещеру и молился там Богу две недели. Через некоторое время пошел опять странствовать. Повелел это ему св. Симеон Верхотурский. Он явился ему во сне и сказал: «Григорий! Иди странствуй и спасай людей». Он пошел, и в одном доме ему явилась чудотворная икона Абалакской Божией Матери (из Тобольска. Сост.), которую монахи носили по селениям. Григорий заночевал в той комнате, где была икона. Ночью проснулся: смотрит, а икона плачет, — и он слышит такие слова: «Григорий! Я плачу о грехах людских; иди, странствуй, очищай людей от грехов их и снимай с них страсти». Существуют сведения, к сожалению, непроверенные, что одно время Григорий оставался в Верхотурском Николаевском мужском монастыре в качестве послушника или трудника, проходя в течении двух лет монастырские послушания. Здесь, якобы, он научился даже немного писать и читать, и тогда, значит, те каракули, которые были автографом Распутина, это как раз то, чему он выучился в монастыре. В Октайском скиту, что в нескольких верстах от Верхотурья, в живописном местечке на лесистом берегу маленькой речки Октай, жил известный и почитаемый старец монах Макарий. У него также бывал и крестьянин-странник Григорий, беседовал о духовной жизни. Поэтому они были меж собой знакомы. В отредактированных А. К. Толстым мемуарах Анны Вырубовой, фрейлины и подруги императрицы, имеется следующий рассказ. «В 1915 году я еще раз ездила в Сибирь на обратном пути останавливались в Покровском. Опять ловили рыбу и ходили в гости к тем же крестьянам. Григорий Ефимович же и его семья целый день работали в доме и в поле. Оба раза на обратном пути заезжали в Верхотурский монастырь на Урале, где говели и поклонялись мощам св. Симеона. Посещали также скит, находившийся в лесу в 12 (?) верстах от монастыря: там жил прозорливый старец отец Макарий, к которому многие ездили из Сибири. Интересны были беседы между ним и Распутиным». Нам большей частью неизвестно, когда именно и при каких обстоятельствах Распутин посещал Верхотурье. Кроме нескольких установленных и документально подтвержденных случаев его приездов, об остальных можно с большей или меньшей достоверностью только догадываться. В 1909 году в июле-месяце сюда приехали епископ Ямбургский Феофан, духовник царской семьи. Установлено, что его сопровождал в поездке отец Макарий. По всей вероятности, с ними мог быть и Григорий Ефимович. Поездка столичного архиерея в сибирскую тайгу не была бесцельной. Государыня, встревоженная умножением слухов о «пророках» Распутина, которого она небезосновательно чтила как человека Божия, командировала своего духовника на Урал — в село Покровское и в Верхотурье, чтобы на месте доподлинно установить истину относительно прошлой жизни их сибирского друга. И нужно сказать, что расследование епископа Феофана ничего дурного в биографии Григория Распутина не выявило. Кое-какие данные неожиданно встречаем в следственных материалах ОГПУ. В протоколе допроса монахини Олимпиады (в миру Ольги Шубиной) Верхотурского Покровского женского монастыря имеются следующие показания. Там рассказывается, как в Верхотурье в очередной раз приехал Распутин. В то время он уже был другом царской семьи и слыл за старца. И вот однажды он решил посетить женский монастырь в Верхотурье, т. е. тот самый, насельником которого была матушка Олимпиада. Как она рассказывает далее, настоятельница обители игуменья Таисия «старцев» не очень любила, и Распутина встретила холодно и недружелюбно. После этого от него принесли записку, якобы, следующего содержания: «я бы к вам не приехал, да большие велят; я па вам не сделал, но силу на зло имею». Однако нельзя забывать, что этот исторический эпизод зафиксирован в протоколе допроса органами ОГПУ, а ныне всем известно, каков был удельный вес фактической достоверности подобных документов, поэтому сомнительна не только записка, но и самый факт описываемого случая. По поводу того, что государыня императрица Александра Федоровна навестила своего державного супруга на фронте, Григорий Ефимович телеграфировал 6 июля 1916 года из Верхотурья Его Величеству: «Встреча семейства — это событие святыни всем и вся. Никогда не изгладится эта встреча и отражается у всех миром и гордостью победы. Симеон Праведный молится ко Господу о мудрости, духовной силе. Ей совершится победа». 25 августа того же года Распутин посылает новую телеграмму из Верхотурья, адресованную на сей раз Александре Федоровне. «Исполнили желание у раки Праведника — он уврачует, даст нашим полководцам разума, святыни. Разум — всему победа». Нужно заметить, что хотя между двумя телеграммами времени прошлого всего около полутора месяца, царский фаворит не оставался здесь все это время, а совершил два наезда. Кроме того, хотелось бы особо подчеркнуть тот исторический факт, что Григорий Распутин побывал в Верхотурье совсем незадолго до своей трагической кончины, настигшей его в декабре 1916 года. И еще несколько слов о предмете, который можно считать памятником Распутину в Верхотурье. Его почти так и называют — «домик Распутина». Другое название — «царский домик». По инициативе Григория Ефимовича перед самым началом роковой войны с Германией было решено привезти к верхотурским святыням больного отрока царевича Алексея. Для приема высоких гостей за короткий срок монастырскими мастерами- плотниками был выстроен этот самый «царский домик» без единого гвоздя. Это путешествие, обещавшее стать знаменитым, во главе которого, наверняка, стал бы сам «старец» Распутин, было неожиданно сорвано началом войны. Сохранившееся до наших дней деревянное строение было признано памятником архитектуры. Сейчас там размещается краеведческий музей. Иеромонах Пантелеймон
|
||||