|
||||
В память основателя СЕЛЕНИЕ Турьинские Рудники (ныне Краснотурьинск - ред.) находится в 437 вер. на север от Екатеринбурга и в 140 вер. на север же от Верхотурья. Селения, входящия в состав Турьинскаго прихода, расположены по рекам Турье, Какве, Волчанке и Сосьве. Все пространство, занимаемое приходом, равняется 8000 кв. вер. Турьинские Рудники соединены железной дорогой с Богословским заводом (ныне Карпинск - ред.), находящимся в 12 верстах на запад. Местность прихода представляет сильно холмистую равнину, покрытую необозримыми дремучими лесами, состоящими из кедра, лиственицы, пихты, ели и сосны. Почва или каменистая, или глинистая, почти непроницаемая для влаги и потому способствующая образованию обширных болот. Климат суровый и непостоянный с продолжительною зимою, сильными морозами и резкими северными ветрами. Угрюмая природа, болотистая местность и тяжелый климат делают этот суровый край неприветливым и неудобным для жизни и способствуют развитию среди населения всевозможных изнурительных болезней: перемежающейся лихорадки, чахотки, ревматизма и др. Турьинский приход возник во второй половине 18 стол, и своим основанием обязан уральскому горнопромышленнику Максиму Походяшину, основателю Богословскаго завода. Ему нужна была медь для своего завода, вследствие чего он и устроил в 12 вер. от Богословскаго завода на левом берегу реки Турьи медные рудники. В 1760 г. при открытых рудниках было положено начало селению, которое и сохранило за собою название «Рудники», а по местонахождению при реке Турье названо «Турьинскими Рудниками». Первыми жителями Турьинских Рудников были приписанные к рудникам крестьяне различных уездов Пермской и Тобольской губ., ссыльные и различный беглый люд, охотно принимавшийся на рудниковыя работы. Кроме селения Турьинских Рудников в состав прихода входят много деревень и поселков. Самый населенный пункт Рудники. Из других поселков более значительное население имеют: дер. Филькина в 40 вер. от Рудников с 80 дворами и 150 жит.; дер. Чернореченская в 20 вер., с 100 жит.; дер. Волчанка в 20 вер. с 60 жит. и дер. Макарьева в 25 вер. с 70 жит; остальныя деревни Чеклецова в 36 вер., Тонкови-чи в 32 вер., Еловка в 25 вер., Каква в 25 вер., Медянкина в 25 вер., Стеничи в 60 вер., Подносовая в 15 вер., Таушанкова в 55 вер., Черноярка и Пристань в 43 вер., поселки це-ментнаго завода в 40 вер., Ликанское зимовье в 60 вер. и Тобольское зимовье в 80 вер., имеют от 5 до 10 дворов и от 15 до 50 жит. Жители занимаются работой в рудниках, мелкой добычей золота, перевозкой различных необходимых для рудников и заводов материалов и отличаются некоторой зажиточностью сравнительно с крестьянами других местностей. Эта зажиточность дает им возможность уделять часть своих достатков на дела благотворительности. Так, например, в 1877 г. во время русско-турецкой войны турьинские прихожане пожертвовали до 3000 руб. на больных и раненых воинов, за что и получили Высочайшую благодарность от Государыни Императрицы Марии Александровны, Раскольников между прихожанами нет, что приписывается отчасти суровости местнаго климата, отчасти молитвам св. прав. Симеона, Верхотурскаго Чудотворца. В Турь-инском приходе есть одна церковно-приходская школа и несколько земских школ: четыре школы в с. Турьинские Рудники (1 мужск., 1 женск. и 2 смеш.), одна в д. Филькиной и одна в д. Волчанке. Население Турьинских Рудников первоначально входило в состав Богословскаго прихода. Когда же число жителей довольно увеличилось, владелец рудников Григорий Похо-дяшин, сын основателя рудников Максима Походяшина, испросил у Тобольскаго епископа Варлаама благословение на постройку деревяннаго кладбищенскаго храма при Суходой-ском или Турьинском Руднике, каковой храм и был заложен в 1782 г., а в 1787 г. он был освящен во имя преп. Максима (память 21 Янв.), в память основателя рудников Максима Походяшина и приписан к Богословскому Введенскому собору. В 1795 г. Турьинский кладбищенский храм был обращен в приходскую церковь с определением к ней особаго священно-церковно-служителей. В 1829 г. Максимовский храм сгорел до основания. После такого несчастнаго события жители долго оставались без церкви: богослужение отправлялось в молитвенном доме, а за совершением таинств жители обращались в Богословский собор. В 1834 г. на средства прихожан был построен новый деревянный кладбищенский храм на правом берегу реки Турьи во имя архангела Михаила. Новый храм был приписан к приходской Максимовской церкви. В 1844 г., с благословения архиепископа Пермскаго Аркадия, на месте сгоревшей Максимовской церкви был заложен каменный храм во имя препод. Максима. На постройку храма Государем Императором Николаем I пожертвовано было 20000 руб., а остальной капитал, употребленный на постройку, собран был прихожанами. Постройка храма была закончена в 1851 г. Главным начальником Уральских горных заводов генералом Глинкою куплены были в Петербурге для храма иконостас в пять ярусов, иконы итальянской живописи и необходимая утварь. В 1861 г. в храме были устроены на церковныя суммы два придела: правый - во имя святителя Николая (в память Императора Николая I), а левый - во имя св. благовернаго князя Александра Невскаго (в память Царя - Освободителя). В 1863 г. внутренния стены Максимовскаго храма были украшены живописью. Храм несколько раз был ремонтируем, как внутри, так и снаружи. Из икон, находящихся в Максимовском храме, особенным почитанием среди местных жителей пользуется приобретенная в 1890 г. икона Знамения Пресвятыя Богородицы, работы монахинь Понетаевскаго монастыря Нижегородской епархии. Перед иконой этой почти ежедневно усердствующие богомольцы служат молебны с положенным акафистом. Храму принадлежит несколько лавок, с которых получается до двух тысяч в год арендной платы, и капитал, достигающий до 40000 руб. В 1889 г. с благословения епископа Екатеринбургскаго Поликарпа был заложен другой каменный храм во имя архистратига Михаила на так называемом Флоровском Руднике. Средства на построение сего храма составлялись в течение многих лет из 2% взносов с получаемой жителями селения заработной платы. В 1894 г. храм был закончен, а 15 июня 1897 г. он был освящен. В Турьинском приходе есть несколько часовень: 1) в д. Филькиной, деревянная, устроенная в память чудеснаго спасения Царской семьи 17 Октября 1888 г. и освященная во имя св. правед. Симеона Верхотурскаго; 2) в д. Черноре-ченской, деревянная, выстроенная в. 1892 г. в память того же события и освященная во имя святителя Николая; 3) в д. Тонковичевой, деревянная, освященная во имя пророка Илии; 4) в д. Еловке, деревянная, освященная во имя св. мученика Власия; 5) в д. Волчанке, деревянная, построенная в 1899 г. в память священнаго Коронования 14 Мая 1896 г.; 6) на Флоровском Руднике, каменная, посвященная памяти муч. Флора и Лавра; и 7) в Турьинских Рудниках, каменная, построенная в память освобождения мастеровых от обязательных работ. 8 Марта, в день освобождения, с разрешения епархи-альнаго начальства, установлен праздник с крестным ходом после литургии к этой часовне, где положено совершать благодарственный молебен с водоосвящением и с провозглашением вечной памяти Императору Александру II. Бывает еще крестный ход на кладбище, совершаемый 14-го Сентября в память прекращения распространившейся в 1814 г. сильной смертности среди жителей Рудников. «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», 1902 г.
|
||||