|
||||
Ворота в Сибирь О городе под названием Верхотурье услышишь не часто. Нет в Верхотурье промышленных гигантов, не проходят через него оживленные транспортные магистрали. Даже в туристском путеводителе прочтешь о Верхотурье две-три строчки. Словом, так себе город - захолустье на севере Свердловской области. Первое упоминание о Верхотурье относится к 1598 году. А начало городу положила дорога, спроектированная в те времена из метрополии в Сибирь. Трудный и чрезвычайно длинный путь из России через город Чердынь на Вишере не годился в связи с развитием сношений с новыми территориями. Старый маршрут использовал водные волоковые пути, которые в условиях Урала по понятным причинам были сложны. Московское правительство, озабоченное доставкой товаров из вновь покоренных районов Сибири, оповестило о поиске охотников для разведки и изыскания более прямых путей. Житель села Верх-Усольки Соликамского уезда Артемий Софронович Бабинов спроектировал прямую дорогу "по суху" не из Чердыни, а из Соликамска - она сократила путь из Москвы до Тюмени на тысячу верст. Нет нужды пояснять, почему селения в те времена строились вдоль рек. А поскольку путь, проектированный Бабиновым, был, как говорили, суходольный, то шел он по безлюдной местности. Стало быть, требовалось строительство новых населенных пунктов. Так появились селение Верх-Яйвинское, на реках Павде и Ляле посты стрельцов, охранявших провозимые из Сибири товары, а там, где Бабиновская дорога -так окрестили новый путь - упиралась в реку Туру, заложили на сибирской стороне Урала новый город Верхотурье. Чердынский воевода Сарыч Шеста-ков, выбравший место городу, доносил: "...От реки от Туры по берегу крутово камени горы от воды вверх высотою сажен с 12 и болши, а саженми не меряно, а та гора крута-утес, и того места по Туре по реке по самому берегу 60 сажен больших, и по смете-де тому месту городовая стена не над обе, потому что то место месту велети хоромы поставить вряд, что город же, да избы поделать и дворы поставить постенно, а то по углам города от реки от Туры поставить наугольные башни..." И хоть на том камне-утесе, о котором сообщал Шестаков, на месте впадения в Туру двух малых речушек некогда и находилось древнее городище Неромкуру, причем находилось оно там чуть не со времени неолита, начало городу дала именно Бабиновская дорога, продолженная позже своим создателем до самой Тюмени. Существовала дорога эта почти двести лет. В царствование Петра I здесь установлена "правильная почта". С 1745 года, когда южнее, через новый город Екатеринбург была проложена еще одна, более удобная дорога, по которой летела "легкая" почта, по Бабиновскому пути через Верхотурье двигалась лишь тяжелая кладь, а в 1783 году южный маршрут полностью заменил Бабиновскую дорогу. Почти двести лет процветало Верхотурье - таможенный центр, единственный разрешенный в Сибирь путь. За право пользоваться короткой дорогой с охраной и транспортом с проезжих купцов взымались подати в размере десятой части с каждого товара. Отмечу, что и строитель дороги не остался внакладе: царь Федор Иоаннович пожаловал его землей в Соликамском уезде, а грамота царя Михаила Федоровича в 1617 году освобождала Бабинова как первого путейского инженера в Сибири от всяких податей. Важность Верхотурского воеводства для экономики всей России подтверждается тем, что управляют им выходцы из таких близких ко двору фамилий, как Милославские, Нарышкины, Матвеевы. Здесь прошло детство жены Петра I Евдокии Лопухиной. Однако связанное с реформами Петра преобразование Урала изменило край - новыми центрами становятся города-заводы: Пермь, Екатеринбург, Невьянск, Нижний Тагил. И хоть ведется еще начатое в Верхотурье в 1703 году строительство каменного кремля, но воеводство уже теряет земли, новые экономические пути обходят Верхотурье стороной. К середине XVIII века становится совершенно очевидным, что Верхотурью не догнать новые города. Тем не менее оно окончательно не теряет своего значения, превращаясь во все более значительный религиозный центр. Иеромонах Иона, как утверждает легенда - эфиопского происхождения, по приказу Бориса Годунова в 1604 году основал в Верхотурье Николаевский мужской монастырь, где спустя три с лишним века и вырос уникальный по своим размерам Крестовоздвиженский храм. Известно, что Иона "негора" конфликтовал с верхотурскими воеводами: это, возможно, и привело к появлению новой Тобольской и Сибирской епархии во главе с владыкой Киприаном. Он и основал второй в городе монастырь - Покровский. Этот женский монастырь известен тем, что сюда сослали вскоре "царских невест" - Марию Хлопову и Евфимию Всеволожскую. ...После экономического упадка в конце XVII века пребывать бы Верхотурью, подобно тысячам других таких мест, в безвестности, если бы в 1696 году Тобольский митрополит Игнатий (Римский-Корсаков) не открыл святые мощи Праведного Симеона, прозванного Верхотурским. Популярность святого, подвиг которого состоял в "опрощении", служила источником процветания Николаевского монастыря, а с ним и всего Верхотурья. А дело было вот как. В 56 верстах от Верхотурья на Туре лежит село Меркушино. Впервые упоминается оно в ряду поселений в 1624 году. К этому времени относится развитие здесь судостроения - тогда Тура была еще судоходна. Постройка первой в Меркушине церкви, собравшая сюда множество судовых рабочих, совпала с появлением в селе пришельца, по всей видимости, из России, человека весьма скромного, отличавшегося высокой нравственностью и бескорыстным трудолюбием. Занимался он шитьем и снискал за годы жизни в Меркушино любовь и уважение среди окрестного населения. Симеон Праведный - так был прозван пришелец - умер довольно молодым, едва перешагнув тридцатилетний рубеж. Похоронен он был довольно необычно для переселенца: из хроники об открытии мощей Симеона Праведного известно, что могила его располагалась в предалтарной части существовавшего тогда храма - то есть, простой мирянин был похоронен на почетном месте. Как утверждает легенда, в 1696 году гроб с телом Симеона начал подниматься из земли и вышел на поверхность. Тогда же состоялось открытие мощей, признание их нетленными и причисление Симеона к лику святых. Меркушино превращается в место паломничества. Вместо сгоревшей деревянной церкви здесь строится каменная, а над могилой Святого Симеона вначале возникает часовня, а затем каменный храм. Культовое строительство в Верхотурье начинается вместе с основанием города. В 1598 году здесь возникает Троицкий собор, который сгорел около 1680 года. Новый, также деревянный, просуществовал до 1703 года, затем был разобран, и на его месте заложен каменный, существующий и сейчас. Вторым по древности храмом в Верхотурье является Спасо-Воскресенская церковь - ее здание переоборудовано ныне в котельную. Возникла она в 1615 году, а в 1786 стала каменной. Позже выстроены Покровская Одигитриевская церковь, что за Турой, затем Знаменская в ямской слободе и, наконец, Успенская кладбищенская, действующая после некоторого перерыва и сегодня. В Покровском монастыре купец Максим Михайлович Походящий, владелец громадной усадьбы, заложил Покровскую церковь (дата ее основания - 19 сентября 1744 года) и Иоанно-Предтеченскую церковь, освященную в 1776 году. Николаевский мужской монастырь к 1625 году обнесен деревянной стеной с башнями. В центре монастыря возник Николаевский храм, перестроенный в 1736 году в каменный. Простоял он ровно двести лет, а затем был разрушен уральскими атеистами - уничтожен один из лучших образцов уральского барокко... Здесь же был освящен придел во имя Анны Пророчицы и Симеона Богоприимца; мощи Симеона Верхотурского были перенесены сюда 12 сентября 1704 года. День этот до сих пор отмечает русская православная церковь. В 1836 году в монастыре возник Преображенский собор, выстроенный по проекту К.Тона, а к 300-летию дома Романовых под наблюдением екатеринбургского зодчего А.Турчевича воздвигнут величественный Крестовоздвиженский храм. На границе XIX и XX столетий в Верхотурье и уезде высоко была развита кустарная промышленность. Послереволюционная борьба с ней была жесткая и, надо сказать, плодотворная: сейчас здесь не осталось почти ничего. А было вот что. Конечно же, в первую очередь клепка и кузнечное дело - Урал все-таки. Существовали промыслы: бондарный, бурачный и иные, основанные на использовании древесины, корней, прутьев, лыка. Работали веревочно-канатные заведения, рогожно-ткацкие, маслобойные, смоло-дегтярные, синильно-красильные, кирпичеделательные, пекарни, мукомольные мельницы. Женский монастырь представлял на ярмарки художественные изделия - рисование по атласу, выжигание по дереву, шитье... И вот еще одно по нынешним временам чудо: все сведения об этих промыслах удалось почерпнуть из... Словаря Верхотурского уезда Пермской тогда губернии, выпущенного в 1910 году Верхотурским земством. Трудно представить, чтобы на исходе XX века какой-нибудь наш райцентр имел бы свой собственный словарь. В пору же, когда в Верхотурье перенесли мощи Святого Симеона Праведного, Бабиновская дорога еще работала, и слава Верхотурского святого разнеслась далеко по Сибири. Поэтому даже потом, когда экономическое значение города упало, сюда приходило и приезжало множество паломников, город не потерял своего значения. И лишь во времена тотальной борьбы с религией, когда мощи Святого Симеона были вывезены из Верхотурья, город стал постепенно приобретать нынешний свой унылый облик. ...Неожиданно зал оказался полон. В президиуме - "отцы города", а также участники экспедиции Советского фонда культуры в Верхотурье. Проявляя удивительное единодушие, люди разных возрастов и профессий в строгом порядке выходили на трибуну и сообщали слушателям, как необходимо восстанавливать памятники прошлого, бороться за превращение Верхотурья в туристский центр. Чувствовалось, что работает хорошо отлаженная машина гласности и демократии. Первый секретарь райкома партии Николай Владимирович Соколов согласно кивал, поддерживая выступавших. Дул ветер сохранения истории... - Верхотурцы, из числа молодых, -говорила пожилая учительница, - не любят свой город, проявляют равнодушие... Мы же любим его и хотим сделать лучше. Странно было слышать такие признания. Кто, как не старшее поколение, разорил храмы и монастыри? Кто построил посередине города то самое аляповатое здание дворца культуры, где выступали радетели Верхотурья? Да в конце концов, кто, как не старшее поколение, должен воспитывать у молодежи любовь к своему городу? А что же есть в городе для реализации "культурной программы"? Кинотеатр, упомянутый дворец культуры и кафе, вечером превращающееся в ресторан. И новшество - видеосалон, где в мой приезд крутили ленту "Дочки аптекаря" с припиской: "Фильм с 21 года". - Хищнически вырубают леса вдоль Туры, - сообщал другой выступающий, - реки мелеют, меняется климат. При рубке гибнет много древесины, мы ходим буквально по золоту... Тоже верно - что тут возразишь? Однако прямо за клубом, во дворе Воскресенской церкви, здание которой превращено в котельную, пильщики распускали на дрова почти метровой толщины лиственницу без единого изъяна, с желтой пахучей древесиной. - А что ж углем не топите? - задал я наивный вопрос. Странно, что активисты города не замечают такие "мелочи". С возмущением говорили выступающие и о Доме воеводы в кремле, где нынче размещен горисполком. Дело в том, что для ремонта дома был приглашен кооператив из братской республики. В результате рабочие покрыли историческое здание стандартной бетонной "шубой", превратив его в типовое современное строение. Так что ж вы раньше смотрели, дорогие товарищи? Ведь не первый же день ремонт идет. Складывалось впечатление, что вся эта игра в гласность проводится в угоду гостям из Фонда культуры. Да так оно и оказалось: на следующий день, когда экспедиция покинула Верхотурье, работы "на объекте" продолжались с прежней сноровкой. В конце собрания выступил первый секретарь райкома, который призвал горожан активно участвовать в восстановлении облика родного города, не допускать строительства промышленных гигантов, превратить город в уникальный туристский центр. Все это правильно, но не покидало чувство какой-то нереальности, неискренности ситуации. Подтверждение своим сомнениям я нашел в журнале "Урал", № 7 за 1987 год, где в статье "Забытая столица" писатель Борис Рябинин, рассказывая о Верхотурье, приводит беседу с тем же Николаем Владимировичем Соколовым, который, не моргнув глазом, говорит о необходимости создания в Верхотурье "градообразующего" предприятия и предлагает проект - газохимический комплекс стоимостью в три миллиарда, из них один миллиард - на соцнужды... Видимо, ветер дул тогда в другую сторону. Как же можно серьезно говорить о создании в Верхотурье туристского центра, города-памятника, города-музея, если партийный руководитель в одночасье меняет точку зрения на прямо противоположную? А если завтра ветер опять переменится? И все же, хоть и медленно, ситуация в Верхотурье меняется. Началось с того, что из Николаевского монастыря вывели колонию несовершеннолетних правонарушителей. Случилось это весной 1989 года, но такое событие, при всем своем положительном значении, вызвало законную тревогу - комплекс остался практически бесхозным. Сейчас ворота монастыря открыты. Колючая проволока вдоль стен, "путанка", традиционный плакат-транспарант "На свободу с чистой совестью". Воспитанники - так назывались здесь несовершеннолетние правонарушители, изготавливали в монастыре насосы, в старинных помещениях оборудованы были даже литейные мастерские. Николаевский собор взорван. Преображенский переоборудован в ныне действующий спортивный зал. В братских корпусах - загаженные, уставленные обломками металлических коек палаты - МВД, покидая монастырь, оставило после себя полную разруху. Крестовоздвиженский собор потрясает своими размерами. Не могу сказать, что архитектура храма совершенна, но безусловно - это памятник своей эпохи. Превращен он был в склад цемента, на полу и до сих пор возвышаются горы окаменевшего материала. Все окна, разумеется, побиты, главный купол храма лишен металлической облицовки, зияют щели в деревянном каркасе. - Буря случилась, вот и сдуло весь цинк с главы, - пояснил мне работник райкома. Трудно было поверить, что "буря" так аккуратно, со всех сторон "сдует" тяжелые цинковые "лемеха" покрытия, не тронув при этом остальные шесть малых глав, забраться на которые значительно сложнее. И тут мне повезло встретить жителя Верхотурья, бывшего методиста и воспитателя колонии Давида Андреевича Зенка, немца-переселенца из Поволжья, волею судеб оказавшегося в Верхотурье. - Цинк был снят еще до войны и продан, - пояснил он, - кроме того, некогда пол храма был выстлан "английской плиткой", которую долго отдирали, но малая часть все же сохранилась. Этой плиткой выложена дорожка в областном управлении внутренних дел в Свердловске. Можно, конечно, требовать, чтобы организация, долгое время эксплуатировавшая монастырь и его помещения, вернула его в исходное состояние. Ну, предположим даже, что монастырю вернут прежний (допустим такую фантазию) вид. И что дальше? Что здесь сделать? Музей? Концертный зал? Отдать церкви? Для музея помещения невероятно огромны. Не подходят они и для концертного зала, а церковь, сколь ни утверждали атеисты, что у нее денег куры не клюют, вряд ли "потянет" такую объемную работу. Некогда на территории монастыря, в кедровой роще был выстроен без единого гвоздя домик-теремок. Удивительной сказочной архитектуры, он сохранился, и сейчас здесь краеведческий музей. Правда, рощи давно уже нет, а сам домик оказался снаружи: стену монастыря тут разобрали, а колючая проволока прошла за стенами музея. С этим домом связывают имя Григория Распутина, который якобы приказал построить теремок для царевича - считалось, что Верхотурье, место целебное, должно было помочь мальчику справиться с недугом. О Распутине в Верхотурье много разных слухов. Считается, что в юном возрасте он приезжал сюда лечиться от запоя, посещал город и в другие времена. Распутин был в Верхотурье всего один раз, когда скрывался от полиции. Он был даже записан как послушник в Николаевский монастырь, но сбежал, когда миновала опасность. А домик-теремок никакого отношения к "святому старцу" не имеет - он был выстроен в начале нашего века для приема именитых гостей. Любой старый город хранит свои легенды, и хотят люди связать улицы, по которым они ходят, дома, где живут, памятники - с историческими личностями, даже такими своеобразными, как Григорий Распутин. Так уж повелось, что в городах, где есть женский и мужской монастырь, существуют стойкие легенды о подземном ходе, соединявшем обители, а также о большой и непременно несчастной любви. Не избежало этой участи и Верхотурье. Впрочем, по мнению местного энтузиаста-краеведа В.М.Слукина, разговоры эти не пустые. Подземные ходы имели оборонное, а не какое-нибудь иное назначение и разбегались из кремля в две стороны, как раз к монастырям. При земляных работах в Верхотурье не раз обнаруживались подземные галереи, которые, как проклятое наследие прошлого, тут же засыпались, поскольку не могли служить народному хозяйству. И все же, несмотря на вибрирующую позицию местного руководства, неоднозначное, порой даже недоброжелательно-агрессивное отношение верхотурцев к приезжим, определенные положительные сдвиги в судьбе древнего города произошли. В первую очередь, я вижу эти сдвиги в том, что Верхотурье стало посещаемым местом. Пусть сюда едут не со всего света, и даже не из всех республик, но уральские жители в последние годы посещают город значительно чаще. Есть на реке Актай, что в восьми верстах от Верхотурья, бывшая Актайская монастырская заимка. Когда-то здесь был храм, освященный в 1887 году, сохранилось несколько каменных и деревянных корпусов. Место это удивительно красивое, и не случайно здесь организована турбаза. Конечно же, не обошлось и без "высокохудожественных" доработок: у входа стоит "античный" пионер с одной стороны, а с другой - крепкотелая гипсовая девица. На территории турбазы почему-то спиной к входящим вас встречает гипсовый же, позолоченный Ленин с рукой, указывающей, видимо, в недалекое приятное будущее. Но все это, как говорится, дело поправимое. Главное, что уже сейчас рядом с Верхотурьем есть место, которое может встретить, разместить, обеспечить питание гостям города. В Свердловске действует кооператив, который организует поездки в Верхотурье на выходные дни, обеспечивает экскурсионное обслуживание. Заговорила о Верхотурье местная и центральная пресса. Всерьез обсуждается возможность передачи церкви храмов Верхотурья. И хоть вопрос это непростой - сломать легко, а восстановить трудно - решать его необходимо. Свердловский архитектурный институт начал работы по реставрации Николаевского монастыря, отремонтировано прясло стены между угловой башней и Святыми воротами, выпрямлена сама башня, однако работы эти - капля в море по сравнению с тем, что предстоит сделать. Заканчивая очерк, так и хочется призвать: товарищи дорогие, помочь надо Верхотурью, объявить его заповедной, уникальной зоной, подключить к ее сохранению республику, всю страну! И тут же трезвый разум подсказывает: ткни на карте в любой беленький кружок, с точкой или без, найди, как туда проехать, и увидишь там то же самое - где чуть лучше, где чуть хуже... Есть, конечно же, особо интересные в историческом и культурном отношении места, и, безусловно, Верхотурье относится к таковым, но даже вокруг этого города, в самой непосредственной близости погибают заброшенные деревни с удивительными домами, и ведь знаешь, что спасти их невозможно. Имеем ли мы право тратить все силы и средства, выделяемые из скудных национальных бюджетов, на реставрацию пусть редкостного, но одного города, отдавая себе отчет, что рядом гибнут другие, такие же. Видимо, нужно четко и обоснованно определить, что мы понимаем под "уникальными историческими территориями", законодательно закрепить их статус, посчитать, сколько средств реально можем мы выделить на их восстановление. Кроме того, надо признать, что в стране существует проблема малых городов, обескультуривание и запустение которых стали рассадниками бездуховности, преступности, злобы, - почище фабричных поселков начала века. А поскольку точек таких на карте - взгляните! - огромная масса, проблема эта далеко не частная. Типичный молодой верхотурец - в сапогах и с магнитофоном через плечо восседающий на мотоцикле, равнодушно проносится мимо развалин нашей истории по ступицы в современной грязи. Ладно, храм можно восстановить, можно даже сделать новый из железобетона, а с людьми-то что делать?
|
||||