Еще из эпохи романтизма ведет свое начало понимание реставрации как творческой художественной деятельности, призванной раскрыть и воссоздать "дух стиля" древнего произведения.
Речь пойдет о реставрации одного из старинных зданий нашего города - двух-этажном особняке купца Тарасова, построенного в конце XIX века. В архитектурном решении особняка преобладали отголоски разных стилей. Наряду с классицистической декорировкой ворот, фасад дома отличали многочисленные лепные детали, равнозначность художественных акцентов которых придавала облику сооружения излишнюю пестроту. Беспокойный ритм изгибающихся линий балконного ограждения, заключенного между чугунными стойками, находил отклик в чугунных кронштейнах. Перегруженность деталей в трактовке растительного узора кронштейнов вполне соответствовала измельченной проработке пластики всего фасада.
Кстати, рисунок балконного кронштейна данного типа входил в каталог Кусинского завода. Был известен он и в Каслях.
А вот современная ограда, отлитая на Каслинском заводе и установленная вокруг теперешней резиденции губернатора области в Екатеринбурге, идентична одной из московских оград на ул.Кропоткинской, дом №20. На Кропоткинской улице находился старинный особняк, принадлежащий когда-то генералу А.П.Ермолову - ныне Управление по обслуживанию дипломатического корпуса. Перестройку здания осуществил в 1873 году архитектор А.С.Каминский, украсивший его чугунной оградой. В композиции рисунка ограды две темы, переплетаясь, образуют стилизованный орнамент. Первая -пальметта, вторая - стебли с расходящимися разветвлениями. Отлитый из чугуна, тонко прорисованный растительный узор обрамлен стальными трубами. Ограда - один из примеров применения в изделиях художественного металла смешанных решений, где несущие функции выполняет стальной каркас, а декоративные - чугун. Для московской решетки было отлито 15 типов чугунных деталей, соединение которых осуществлялось на штифтах. Использование различных материалов при изготовлении оград было характерным явлением в России еще в середине XIX столетия.
Архитектурно-декоративное чугунное литье уральских заводов самым тесным образом было связано с заводами центра России - Санкт-Петербургом, Москвой, Тулой. Растущие запросы уральской промышленности в области художественного металла вынуждали заводовладельцев Урала отсылать своих заводских мастеровых в столицу для обучения литейному искусству.
К середине XIX столетия достигают значительных успехов Каслинский и Кусинский заводы.
Несомненно: школой литейного искусства каслинских мастеров послужила московская решетка на Кропоткинской улице, формы которой воссоздали современные литейщики Каслей при реконструкции особняка в Екатеринбурге. Четкий силуэт ограды красиво «читается» на светлом фоне фасадов. Только подойдя поближе, чувствуешь "тяжесть" массивных форм чугунной пластики, не соответствующей изящному тонкому почерку кованых ворот и балконного ограждения, созданных во 2-й половине XIX века. К сожалению, при современной реставрации и реконструкции памятников архитектуры нередко нарушается связь времен. В целом, несмотря на кажущуюся тяжеловесность чугунных форм ограды, ансамбль художественной пластики из металла включает парапет, балконное ограждение, дополненное чугунными элементами, чугунные кронштейны, кованые ворота между двумя корпусами с новой чугунной оградой, въездными воротами и фонарями освещения.
07.08.2004
Купить палатку читать дальше.