К деревянной архитектуре Старого Екатеринбурга время не было благосклонно: деревянные дома больше каменных подвержены пожарам и разрушению, к тому же, как правило, они не представляли собой шедевров архитектуры и нещадно сносились. Еще уцелевшие постройки в районе улиц Сакко и Ванцетти, Хохрякова, Вайнера, Красноармейской, Радищева, Белинского и др. относятся приблизительно к 1880-1890 гг. и не могут в полной мере отражать всего разнообразия стилей и оформительских приемов. Но, лучше мало, чем ничего.
От людей, любующихся старым деревянным домом, часто можно услышать: «Какое красивое крыльцо, какая резьба у наличника!». Не только стремление к красоте заставляло наших предков оформлять свое жилище. Мир казался им наполненным злыми и добрыми духами, в надежде обезопасить себя они размещали на воротах, крыльце, наличниках окон и крыше специальные символы. Присмотримся повнимательнее к наличнику. «Оконный проем - это не только «окно в мир», в «белый свет» для обитателей избы, - пишет знаток русской народной культуры Б. Рыбаков, - но и глазок для чужих людей, сторонних злых сил, могут проникнуть внутрь или сглазить тех, кого удается увидеть в окно. Недаром колдовские заговоры стремятся оградить от соглядатаев, «из окна глядящих и сквозь оконницу смотрящих». Символы солнца («солярные знаки») и неба, растительные орнаменты, зооморфные и антропоморфные изображения - изначально они выполняли роль оберегов. С течением веков мировосприятие становилось более прагматичным, но древняя символика продолжала вырезаться и выпиливаться, превращаясь постепенно в декоративный орнамент. Попадая в город, архитектура наличников обогащалась новыми формами, сохраняя при этом связь с традицией.
Наличник состоит из карниза, навершия, фризовой доски, боковин и подоконной доски. Главная функциональная задача наличника - уберечь внутренние помещения от сквозняков и непогоды. Его плотно крепят к стене, а с обратной стороны утепляют. Карниз должен защищать окно от дождя и снега, поэтому он может быть сильно выдвинут и поддерживаться кронштейнами. Лицевая сторона наличника и ставни украшаются орнаментом.
Среди специалистов по русской народной культуре принята классификация наличников на пять групп, каждая из которых характеризуется усложнением их составных элементов. К первой группе относятся наличники, состоящие из простых досок, закрывающих проемы между стеной и окном. Это самые старые из известных наличников и встречаются они только в отдаленных северных деревнях. Наличники второй группы отличаются от первой орнаментом на досках. В обоих случаях карниза как такового не существует. Возьмем, для примера, наличник на Вайнера, 23. Все его элементы расположены по одной плоскости, а архитектура как бы прорисована графически. Другой вариант, с барочным навершием, - Красноармейская, 72. Таких наличников в Екатеринбурге немного. Их делали, когда мастер или хозяин хотел отойти от традиционных схем. Куда более распространены наличники третьей группы, где четко выделены горизонтальный профиль карниза и широкая фризовая доска. У самых ранних из них на фризе вырезан символ солнца. В современном Екатеринбурге подобный деревенский резной орнамент еще можно встретить на доме по ул. Хохрякова, 84, хотя для города конца XIX в. более характерны массивные карнизы и выпиленные накладные украшения (Белинского, 43). Четвертая группа отличается от третьей появлением навершия. Все наличники, в которых чувствуется опытная рука профессионального архитектора, и ремесленные их копирования объединены в пятую группу. Количественно эта группа заметно преобладает над остальными, и тому есть объяснение. В 1880 -1890-е гг. Екатеринбург был насыщен великолепными каменными зданиями разных стилей, к тому же архитекторы в ту эпоху увлекались модой на дерево и с удовольствием работали с этим материалом. Хорошее всегда вызывает подражания. Если какой-то вчерашний крестьянин, мещанин или средней руки купец не имел возможности заказать профессиональный проект, то декор у соседа скопировать ему никто не запрещал. Среди разнообразия этой группы в глаза бросается особенная любовь екатеринбуржцев -наличник, со стилизованный под классический фронтон карнизом. У наличника такого типа (Сакко и Ванцетти, 79) боковины напоминают строгие классические пилястры, а на фризе расположены три «солярных знака». Когда-то в средневековье такое их положение означало движение солнца от восхода до заката. Но боковины можно было оформить и иначе: как витые барочные колонны или как выточенные на токарном станке балясины. Карниз усложнялся богатой накладной резьбой и другими украшениями. Подобные наличники не мудрено встретить и на рядовом доме, и на уникальном памятнике архитектуры - «Дом Вагановых» по Радищева, 8. Достаточно часто встречались подражания стилю барокко, подобные наличникам с дома по Вайнера, 17.
«Жизнь невозможно повернуть назад и время ни на миг не остановишь», - еще совсем недавно повторяла вся страна, подпевая популярной эстрадной певице. Но, все ли до конца понимали смысл этих слов? Утраченную культуру, равно как и уничтоженную природу, нельзя не восстановить, не реставрировать. С каждым годом в центре Екатеринбурга дорогие «евро-дома» все больше вытесняют пришедшие в бедственное состояние старые деревянные постройки, но куда деваются наличники и другие элементы резного декора? Известно, что одни из них подберет Музей истории Екатеринбурга, что-то попадет к краеведам (значит, со временем, также осядет в музеях), но большая часть, к сожалению, исчезнет навсегда.
Белинского, 43
Вайнера, 23
Хохрякова, 84
Сакко и Ванцетти, 79
Красноармейская, 72
Радищева, 8