Своеобразие любого города во многом зависит от архитектурного наследия. Облик зданий, построенных в разные годы и эпохи, отражает определенный исторический этап, воплощающий социальные и эстетические идеалы своего времени.
Одним из архитектурных символов Свердловска-Екатеринбурга, многие годы тиражируемых на памятных открытках, почтовых конвертах, плакатах, значках, является уникальное десятиэтажное полуцилиндрическое здание гостиницы «Исеть». Это строение, с выразительным архитектурным обликом в стиле конструктивизма, является доминантой и композиционным центром крупнейшего на Среднем Урале градостроительного комплекса начала 30-х годов XX века - «городка чекистов». Сегодня этот памятник, отразивший романтические поиски целой эпохи, прочно вошел в историю отечественной архитектуры.
Аналог, но более крупного объема, - гостиница «Космос», - был построен в Москве только через 50 лет. Одним из авторов гостиницы «Исеть», замечательной по своей образности и новаторству, построенной в 1932 г., является архитектор Вениамин Дмитриевич Соколов (соавтор -В. И.Антонов).
В литературных источниках по застройке Екатеринбурга дается скудная информация о его архитектурной деятельности. Между тем им лично и в соавторстве в городе запроектировано и построено много различных зданий. В. Д. Соколов - архитектор с неординарной и интересной творческой судьбой. Родился он в 1889 г. в Петербурге в семье врача. В 1910-1917 годах обучался в Академии художеств и параллельно осуществлял архитектурно-строительную деятельность под руководством частных архитекторов в Петербурге, Царском Селе, Киеве.
Прослушал полный курс в Академии художеств, но диплом не успел защитить в связи с событиями Февральской, а затем Октябрьской революций и призывом в армию. После демобилизации в 1921 году работал два года в проектных организациях на Украине, а затем в 1924 г. вернулся в родной Ленинград, где трудился в «Ленинградтекстильтресте». В 1925 году в это учреждение был приглашен известный своими промышленными постройками немецкий архитектор Эрих Мендельсон. В истории архитектуры он известен по популярному проекту «башня Эйнштейна». Именно под его руководством В. Д. Соколов проектировал отдельные корпуса фабрики «Красная Заря», которая была построена в 1928 г.
В 1926 г. Соколов переезжает в Свердловск, где разворачивается проектная деятельность по многочисленным индустриальным объектам Большого Урала. Четыре года он работает старшим архитектором в Уралгипромезе, где проектирует производственные корпуса и жилые здания для Свердловска, Челябинска, Златоуста, Надеждинска, Кыштыма, Красноуральска. В 1930 году получает назначение в Уралпроект, где руководит разработкой проектов общественных и гражданских зданий.
В 1932 г. Соколов вместе с коллегами проектирует будущий любимый свердловчанами парк культуры и отдыха им. В. Маяковского. В 1934 году Вениамин Дмитриевич назначается руководителем архитектурной мастерской облисполкома, где занимается в основном проектированием жилых зданий. Во время Великой Отечественной войны как в прошлом архитектор-промышленник привлечен наркоматом обороны к реконструкции и проектированию заводов и фабрик, связанных с выпуском военной продукции. В конце 1944 г. распределяется в Главуралэнергострой для выполнения необычной работы - первых в стране панельных зданий заводского изготовления. В последние годы своей жизни он работает в местном отделении Росстромпроекта. Умер Владимир Дмитриевич Соколов 3 января 1955 года в доме, где проживал долгое время, по улице Пушкина, 9.
В этой статье читатель может познакомиться только с определенными, наиболее яркими творческими работами зодчего, которые получили свое воплощение на главном проспекте города и примыкающих к нему улицах и площадях. По количеству зданий, построенных в центральной части областного центра, В. Д. Соколов значительно опережает таких известных екатеринбургских архитекторов, как К. Т. Бабыкин и Г. А. Голубев.
Если совершить с читателем экскурсию по объектам, созданным на главном проспекте зодчим В. Д. Соколовым от ул. Восточной до ул. Московской, то первым из них, расположенным на углу проспекта Ленина и ул. Восточной, будет четырехэтажный стоквартирный жилой дом кооператива «Сталинец», сооруженный в 1934 году. Это здание занимает подлине квартал от ул. Восточной до ул. Мичурина. Композиционная схема - центрально-осевая. Жилой дом с южной стороны имеет уютный двор, а с северной -три хозяйственных двора. Главной достопримечательностью парадного двора в 30-60-е годы был действующий декоративный фонтан с небольшим бассейном. Внутренняя планировка здания запроектирована с 12 лестничными клетками и 3-, 4-, 5-комнатными квартирами, с большими по площади кухнями и совмещенными санузлами. Убранство фасада решено в лаконичной манере, с использованием некоторых классицистических элементов; например, отделкой углов выступающих частей здания «под руст», разрезкой отдельных частей фасада на картины. Здание кооператива в 30-40-е годы завершало каменную застройку главного проспекта с восточной стороны, т. к. за железнодорожным мостом Транссибирской магистрали, вплоть до Втузгородка, простирались сады и огороды горожан, одновременно здание являлось одной из «опор» восточных ворот въезда в город.
Следующий объект, связанный с творчеством В. Д. Соколова, находится неподалеку, на ул. Бажова, возле здания штаба УрВО. Это одно из угловых Г-образных жилых зданий для офицерского состава на углу ул. Первомайской и Бажова входит в общую пространственно-планировочную композицию «военного» квартала, ограниченного улицами Кузнечной, Первомайской, Бажова, пр. Ленина. В создании этого комплекса, кроме В. Д. Соколова, принимали участие архитекторы А. М. Дукельский, Н. Г. Нейфельд и др.
Другой, наиболее известный объект, запроектированной В. Д. Соколовым в соавторстве с В. И. Антоновым и А. М. Тумбасовым, - комплекс «городка чекистов», занимающий квартал в границах проспекта Ленина, улиц Луначарского, Первомайской и Кузнечной. «Городок чекистов» - один из лучших жилых комплексов советской архитектуры 20-30-х годов XX века - ярко воплотил стилевые особенности конструктивизма. Он отличается функциональным единством, рационализмом объемно-пространственного решения, выразительностью архитектурного образа. Комплекс был возведен в 1929-1936 годах для проживания командного состава уральских чекистов. В эти годы в стране складывался новый тип жилого комплекса с системами коммунального, бытового и культурного обслуживания жильцов.
В состав комплекса входили: десятиэтажный дом гостиничного типа для молодежи и малых семей (ныне гостиница «Исеть»), соединенный теплым переходом с клубом (ДК им. Дзержинского), столовой, магазином, пятиэтажные дома для средних и больших семей, поликлиника, водолечебница, детский сад, ясли и другие объекты социальной инфраструктуры.
Комплекс городка имеет целостную объемно-пространственную композицию. Выразительность зданий основана на использовании повторяющихся элементов, объемных эркеров и лестничных клеток, балконов, поэтажных рядов окон. Свердловчане, выросшие в домах «городка чекистов», с теплотой вспоминают, что в 30-50-е годы можно было получать максимум бытовых и культурных услуг, не выходя за границы квартала.
На пересечении проспекта Ленина с улицей Пушкина - слева по ходу
- открывается еще одно здание, выполненное В. Д. Соколовым совместно с архитектором А. В. Десятковым,
- четырехэтажный дом для членов профсоюзов (Пушкина, 10). Фасад его необычен: к шести балконам, расположенным симметрично на первом, втором и третьем этажах, на четвертом по оси здания введен оригинальный закругленный эркер на два окна.
Очевидно, что зодчие экспериментировали с пластикой фасада. Здание было построено в начале 30-х годов в смешанном стиле с элементами конструктивизма.
Продолжая экскурсию, пройдем вперед по плотнике городского пруда, где нашему взору открывается здание, расположенное на стрелке полуострова, вдали за водной гладью водоема.
Это еще одно конструктивистское творение зодчего – вводно-лыжная станция «Динамо». Зрителю особенно заметен с обоих берегов городского пруда и плотины главный торцевой фасад необычного здания-корабля. Проект был завершен в 1931 г., а построено здание в 1934 г.
Сложный двухчастный объем постройки имеет богатую по пластике композицию, выразительный силуэт. Сходство с судном подчеркнуто остроугольным выступом сплошного вертикального остекления, конструктивистской надстройкой - капитанской рубкой с мостиком, мачтой-антенной, круглыми окнами-иллюминаторами и закругленным торцом второго здания. Силуэтом и двумя своими объемами, соединенными надземным переходом на уровне второго этажа, здание перекликается с ранним проектом двухчастного объема обжиго-восстановительного цеха с высокой трубой на растяжках, запроектированного В. Д. Соколовым в 1930 году на Верхнеуфалейском никелевом заводе. Представляется, что почти десятилетие работы Вениамина Дмитриевича в области промышленной архитектуры в 20-х годах XX века было хорошим полигоном для последующей разработки зданий с конструктивистской тематикой. А комплекс водно-лыжной станции «Динамо» также является ярким образцом архитектуры советского конструктивизма, стоящим в ряду его лучших памятников в масштабах страны. Спортивные залы комплекса эксплуатируются уже более 60 лет.
Верхняя часть фасада другого здания открывается зрителю также с плотины городского пруда. Это первый высотный дом в городе (ул. 8-го Марта, 2) - часть жилого комплекса «Первый Дом Советов». Соавтор Вениамина Дмитриевича по работе над этим проектом - архитектор В. И. Антонов. Дом построен в 1932 году. Комплекс назывался по-разному: «Первый городок чекистов», «Дом чекистов», «Второй Дом Советов». Комплекс состоит из двух зданий. Основной четырехэтажный блок имеет семь подъездов и образует полузамкнутый двор, открытый на восток, к нему с юга примыкает 11-этажная высотка. В плане комплекс имеет форму серпа. По иронии судьбы «серп» строили раскулаченные крестьяне - спецпереселенцы из Краснодарского края. Руководил строительством стройотряд ГПУ.
Для этого комплекса, возведенного в центре города, характерны комфортные 4-, 5-комнатные квартиры, где уделено большое внимание удобству планировки. В доме ранее располагались большая публичная библиотека, санчасть, детский сад. По ряду архитектурных особенностей эти сооружения необычны, так как представляют собой редко встречающееся смешение стилей конструктивизма и неоклассики. В 30-50-е годы комплекс претендовал на градообразующую роль.
С противоположной стороны этого комплекса, по улице Володарского, 4, расположен жилой дом «Уралстройкоопхоза», построенный в 1930 году и хорошо видимый с площади им. 1905 года. Каменное пятиэтажное Г-образное в плане здание имеет закругленный объем на стыке двух прямых фасадов. Это закругление в форме полуротонды - главный композиционный элемент дома. Он обращен на фасад бывшего популярного в городе клуба «Профинтерн» (ныне клуб Свердловского УВД). Фасады здания по улице Володарского на всю высоту расчленены спаренными полуколоннами большого ордера. В фасадном убранстве архитектором применены крупные детали: широкий антамблемент, граненая облицовка столбов, выступающий поддерживающий карниз и другие архитектурные детали. Вениамин Дмитриевич проектировал этот дом в содружестве с архитектором А. М. Дукельским.
Продолжим экскурсию по главному проспекту Екатеринбурга и пройдем к дому 13-а, расположенному между улицами Маршала Жукова и Сакко и Ванцетти. Это жилой пятиэтажный дом аффинажного завода, построенный в 1934 году, в так называемый переходный период в архитектуре страны. Основные стилевые характеристики здания имеют классическое направление, а отдельные архитектурные детали и обработка элементов фасада выполнены в конструктивистском стиле. К деталям и элементам классицизма относятся: большой ордер, полуколонны, сдвоенные пилястры, балюстрада, «сухарики» под карнизом и т. д. Конструктивистское направление в решении фасадов выражено необычной формой полуколонн, использованием бетонного ограждения трапециевидных балконов, а во внутренней планировке небольшими кухнями (питание в общественных столовых) и отсутствием ванн (мыться нужно в общественных банях). Здание по Ленина, 13-а является ценным памятником архитектуры переходного периода, когда советская архитектура переориентировалась на освоение классического наследия.
И вот, уважаемый читатель, мы подходим к конечному пункту нашей экскурсии, к улице Московской. На этой улице расположены две наиболее поздние работы В. Д. Соколова. Первый объект - два жилых 20-квартирных блока и между ними вставка - общежитие на 274 места (Московская, 29). Ныне в центральной части находится Институт экономики УрОРАН. Дом является одним из зданий, формирующих пространство площади Уральских коммунаров. Проект выполнен Соколовым перед войной, в 1938 году, а окончательно здание построено в 1947 году. На его примере виден почти полный переход зодчего к неоклассике. На фасадах видны лишь отголоски конструктивизма (акцентирование сплошным витражом лестничных клеток двух жилых блоков и шахматное расположение на фасадах балконов). Архитектурная композиция здания гармонична, уравновешенна. Здание производит впечатление монументального сооружения. Влияние классицизма в архитектуре этого дома проявляется довольно ярко. Фасадная композиция четко делится на три части по вертикали: первые два этажа рустованы, выделены цветом, фактурой; средняя - крупный ордер на три этажа; завершающая часть здания - аттик и выступающий портик - подчеркивают центральную ось сооружения.
У последнего здания, запроектированного Соколовым и расположенного на ул. Московской, 4, мы закончим нашу экскурсию. Это одно из первых 2-этажных панельных зданий в городе, бывшее здание Уралторфотреста. Запроектировано в конце 40-х годов. Проект реализован в 1951 году. Здесь необходимо отметить, что первые панельные дома заводского изготовления в стране и Европе появились именно на Урале, в г. Березовском, на местном заводе строительных конструкций в 1945-1946 годах. Архитектуру первых отечественных панельных зданий разрабатывал творческий коллектив архитекторов под руководством В. Д. Соколова. Конструкторское бюро «Главуралэнергостроя», где работала творческая группа, располагалось на ул. 8-го Марта, 18, в бывшем усадебном доме купца С. Я. Яковлева, решенного в стиле необарокко. Может быть поэтому в первых панельных зданиях появились элементы классического ордера: сдвоенные колонны портика, горизонтальная широкая тяга, неизменные в сооружениях Соколова «сухарики» по карнизам, что говорит о неприятии архитектором лишенных декора, аскетичных стандартных форм фасадов заводского изготовления.
Происходил постепенный переход от промышленной архитектуры к конструктивизму, через стиль неоклассики к относительно аскетичным зданиям с панельной архитектурой. Многие здания, выполненные по проектам Вениамина Дмитриевича, являются памятниками архитектуры.
С точки зрения профессионализма, его можно назвать Художником своего времени.
Архитектор В.Д.Соколов
Здание гостиницы "Исеть" на пр.Ленина
Дом кооператива "Сталинец" на углу пр.Ленина и ул.Восточной
Жилой дом на углу улиц Бажова-Первомайской
"Городок чекистов". Здание гостиницы "Исеть" (вид со двора)
Ул. Пушкина, 10
11-этажный жилой блок 2-го Дома Советов
Пр. Ленина, 13а
Ул. Московская, 29
Ул. Володарского, 4
Ул. Московская, 4
Это ещё одно конструктивистское творение зодчего - водно-лыжная станция "Динамо"