Казалось бы, юмор, ирония, сарказм в реальном, а не бумажном архитектурном творчестве мало уместны. Однако курьезные постройки время от времени появлялись на архитектурном горизонте. Сначала они составляли исключения из правил, потом, с легкой руки постмодернистов 1980-х, вошли в моду. Один из известных «архитектурных» шутников Роберто Вентури любил вести такие игры со святая святых архитектуры -ордером.
Возможно, он и не подозревал, что советские архитекторы позволяли себе это еще в 1930-1950-х. Данное обстоятельство, учитывая условия тоталитарного режима, можно было бы поставить под сомнение, но факты говорят в его пользу. Отечественный теоретик А.Иконников, имея в виду неоренессанс, неоклассицизм и неорусский стиль, пишет: «...историзм двусмыслен, многозначен, может включать момент игры».
Да и сама архитектура, в частности, знаменитый свердловский архитектурный курьез - бани на ул. Первомайской - укрепляет уверенность в этом. Пышнотелые прянично-лубочные формы гротескного плана отражают явно ироничное отношение автора к процессу, происходящему внутри Храма чистоты. Момент игры и мистификация, свойственная (все же) данному стилю, обозначенному теоретиками как «социалистический неоклассицизм» (более известный как «сталинский ампир»), проявляются многопланово: это гипертрофированные по сравнению с классическими постройками пропорции и масштаб, декоративно-наигранная тектоничность и почти бутафорская пластика.
При всем этом строго соблюдаются правила игры, списанные с работ маститых московских архитекторов. Эти правила ориентировали зодчих на идеализацию классики и ее творческую интерпретацию. Тот же ордер трактовался архитекторами неоклассицизма как максимум в ироническом, но не в карикатурном или саркастическом, как у постмодернистов, ключе.
Другой особенностью указанной архитектуры является беспрецедентная декоративность и «фасадность», которые стали отражением политики идеологии и стиля мышления: дворцы культуры рядом с хижинами - бараками; помпезный пышно декорированный фасад и неухоженный двор, декоративная лепнина и неоштукатуренные плоскости на одном и том же здании. В провинции, в условиях ограниченных финансовых возможностей, это проявлялось повсеместно, даже при строительстве важных культурно-бытовых комплексов.
В целом для «сталинской архитектуры» характерно недостаточно глубокое отношение к учету местных и региональных условий, а также сложившейся исторической среды. (Вспомним хотя бы историю начала строительства Дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя в Москве.) В градостроительных решениях предпочтение отдавалось, как правило, жестким, геометрическим, осевым, симметричным вариантам, в ущерб необходимости гибкого учета сложившейся планировки, характера рельефа, природно-климатических условий.
В объемно-пространственной композиции комплексов, как правило, учитывалась сложившаяся ранее планировка, но в первую очередь использовались симметричные, выявляющие центральную доминанту варианты, а возникающие несоответствия устранялись с помощью «накладного» фасада. Упомянутая уже декоративность и ориентация на столичные образцы приводила к применению не соответствующих климату больших остекленных проектов на северных фасадах, накладных аркад. По одной из версий, последние механически воспроизводили стилистику любимых Сталиным мотивов классики и архитектуры народного жилища грузин. Архитектурно-градостроительная политика того времени, естественно, была проявлением тоталитарного режима. Однако зодчие нестоличных городов умудрялись в сложных условиях находить компромиссы и, соблюдая правила игры, грамотно решать архитектуру зданий и комплексов. Они выработали ряд композиционных приемов, позволяющих гибко и профессионально решать вечные противоречия архитектуры. К таким приемам можно отнести диссимметрию (частично нарушенную симметрию) - «накладной» фасад, иерархическую многоосевую структуру.
Социалистический неоклассицизм в целом является одной из значительных вех архитектурной истории Екатеринбурга. Это определяется необычно широким размахом построек того периода, их доминированием на наиболее важных участках города, популярностью стиля среди горожан и приезжих. Указанные обстоятельства способствовали тому, что и на сегодняшний день архитектурные памятники 30-50-х годов определяют облик города и его важных районных центров.
Причина такого распространения стиля, а также особенности его проявления в архитектуре города связаны с историческими условиями. В период Великой Отечественной войны, когда происходила эвакуация населения, промышленных предприятий, учреждений культуры на восток, в нашем городе развернулось широкой строительство. Разумеется, главное внимание в тот период уделялось возведению промышленных объектов, а архитектурные решения характеризовались минимальным вниманием к художественно-эстетическим вопросам. Но в то же время застройка велась на строгой градостроительной основе и комплексно: рядом с промышленными объектами вырастали жилые дома и объекты культурно-бытового назначения. После войны проектирование и строительство сопровождались повышением внимания к художественной стороне, комплексности и ансамблевости.
Однако в целом исторические и географические условия способствовали тому, что в Свердловске получила развитие специфическая провинциальная ветвь неоклассицизма.
Архитектура зданий в отличие от характерной и для столичных построек пышной ансамбпевостью, комплексностью, декоративно-помпезной «фасадностью» высокого уровня благоустройства, обилия монументально-декоративных форм отличается более скудной декоративностью, накладной фасадностью, экономичностью решений объектов массового строительства, повышением контраста между объектами разного социального назначения. В чисто композиционном построении отчетливо прослеживается использование типовых схем планировки и типовых схем фасадов и даже типовых декоративных элементов. Получали широкое применение такие средства композиции, как зеркальная симметрия, метрическое повторение элементов, многоярусность и силуэтность решения фасадов.
Условия и особенности формирования и развития архитектуры неоклассицизма ушедшего в историю социалистического периода в г.Свердловске-Екатеринбурге свидетельствуют о том, что здесь сформировалась специфическая региональная ветвь. Представляется, что в развитии стиля сыграли важную роль не только известные и изученные столичные школы - московская и ленинградская. Можно говорить и о существовании уральской, в частности, свердловской школы неоклассицизма. Вклад в ее развитие внесли такие известные зодчие, как К.Т.Бабыкин, Г.П.Валенков, Г.А.Голубев, В.В.Емельянов, В.И.Смирнов, Г.В.Оранский, А.П.Тафф, А.И.Югов.
Их творчество протекало в сложных социально-политических условиях. Тем более ценен вклад этих мастеров в создание своеобразной и яркой архитектуры Свердловска 1930-50-х.
Банно-прачечный комбинат №5, ул.Первомайская. 1951г.
Здание Горсовета на пр.Ленина.
(Фасад и его фрагменты)
Арх. Г.А.Голубев, М.В.Рейшер. 1947-54 гг.
Окружной штаб УрВО, пр.Ленина. 1937-40гг.
Группа архитекторов под руководством А.М.Дукельского