Если начать копать, всегда можно обнаружить что-нибудь интересное. Взять, например, симпатичный деревянный домик, стоящий поблизости от нашей академии. Почти все знают, что это школа архитектурно-художественного творчества, или ШАХТ. Но стоит копнуть чуть глубже в историю этого здания, и мы можем найти здесь… Нет, давайте по порядку.
В каталоге памятников архитектуры Екатеринбурга мы прочтём, что здание по адресу Толмачёва, 24 было построено в 1880-1890-ых годах для И.О.Селивановой, предположительно, по проекту Ю.О. Дютеля. Однако доцент кафедры архитектурного проектирования Елена Павловна Постникова может поведать нам куда больше об истории этого дома. На Толмачёва, 24 жила её бабушка, её родители, здесь прошло детство самой Елены Павловны.
Оказывается, здание ШАХТа имело «сиамского близнеца»: особняк с точно таким же, но зеркально отражённым фасадом стоял слева по красной линии; вместе они представляли собой своеобразный ансамбль. Правый и левый дома с начала 20 в. принадлежали соответственно старшему и младшему братьям – купцам Жуковым. После революции оба брата были вынуждены уехать за границу, а особняки были экспроприированы. В левом строении в 1925 г. поместили детский садик, а в здании ШАХТа поселился цвет творческой интеллигенции Свердловска — известные музыканты, художники, ювелиры. Первый этаж дома подвергся перепланировке, но в целом здание сохранило свой первоначальный вид.
Давайте познакомимся поближе с некоторыми замечательными жильцами старого особняка.
В комнате, которую мы условно назовём первой, жил Вячеслав Иванович Щелоков – выдающийся композитор и директор уральской консерватории. Когда он уехал из этого дома, его комнату занял художник Валентин Фёдорович Васильев. На войне Валентин Фёдорович потерял обе ноги, поэтому вместо больших полотен он стал писать миниатюры — удивительные картинки размером со спичечный коробок. В гости к художнику приходил известный детский писатель Олег Фокич Коряков, книги которого тот иллюстрировал. А в качестве модели Васильев использовал бойкую кудрявую девочку Лену, жившую здесь же, на первом этаже. Наверное, вы догадались, что это и была Елена Павловна Постникова.
Напротив проживала Л. В. Кильчевская, преподаватель консерватории. А в соседней комнате жила ещё одна пианистка – Ванда Антоновна Бенгард, женщина с очень интересной судьбой. Немка по национальности, она была ученицей великого венгерского композитора Листа. Каким-то образом в 1919 г. они с мужем оказались на российской территории. Муж Ванды Антоновны был арестован и надолго угодил в лагеря, сама же она с сыном, будущим известным художником Олегом Бенгардом, поселилась в Свердловске на Толмачёва, 24. Эта женщина прекрасно играла не только на рояле (на одном этаже в трёх комнатах стояло целых три инструмента!), но и на виолончели. И когда начинался «концерт», сюда собирались все жильцы, прибегали дети из рабочих семей, которые ютились в подвале дома, со второго этажа спускалась семья ювелира и часовщика Блюмберга с шестью детьми. В этой же комнате впервые появился телевизор КВН, посмотреть который тоже собирался весь дом. Характерная примета того времени: когда муж Ванды Антоновны наконец вернулся из лагерей, она отказалась признать его, так как это означало бы поставить крест на карьере сына.
В комнате около входа одно время обитал ещё один художник – Степан Николаевич Сазонов. В центре этажа находилась общая кухня, где по праздникам собирался весь этаж. И, наконец, в самой большой, угловой комнате жила Лидия Даниловна Ерёмина, бабушка Елены Павловны Постниковой. Она-то и рассказала внучке историю, которая послужила поводом для названия статьи.
В 1937 году к ней вдруг заявился неожиданный гость, представившийся бывшим приказчиком купца Жукова. Он поведал Лидии Даниловне, что, оказывается, уезжая, владелец особняка не стал забирать с собой все свои богатства. Часть из них он оставил в доме, причём местонахождение тайника приказчику было известно. К комнате Лидии Ерёминой примыкала неотапливаемая веранда, которая имела отдельный вход с улицы и была любимым местом для игр маленькой Лены. Клад, по утверждению незнакомца, должен быть спрятан в капитальной бревенчатой стене, отделяющей веранду от комнаты. Лидия Даниловна по каким-то соображениям отказала приказчику, и после этого нечасто вспоминала загадочную историю. Дело в том, что если клад и правда находится среди брёвен, то, чтобы его достать, необходимо по сути дела разрушить стену дома – памятника архитектуры. На это не решилась ни Лидия Даниловна, ни мастера, проводившие в 1982 году реставрацию здания…
Как считает сама Елена Павловна Постникова, открывшая нам все эти истории, важнее даже не то, что эти стены хранят в себе материальные ценности, а та уникальная творческая аура, которую они сохраняют. Наверное, неслучайно дом с такой богатой историей и интересной судьбой достался архитектурной академии.
Е. Постникова.
рис. В.Васильева
Е.П.Постникова