Начни с начала Читай про Это Все статьи о Екатеринбурге+Свердловске


Мебель в старом Екатеринбурге.
Артём Беркович

Статья опубликована в журнале "Домострой". № 6-7, 2000 год.


Какие-нибудь немудреные приспособления, которые можно было бы назвать мебелью, на месте будущего Екатеринбурга появились, вероятно, еще раньше, чем сам завод, в тех двух избах, что построил в 1722 г. В. Татищев. Чуть больше известно о екатеринбургской мебели в первые десятилетия жизни города: из описаний имущества Канцелярии главного правления заводов узнаем о наличии там деревянных столов и «деревянных столов с ящиками», простых стульев и стульев, обитых кожей, деревянных шкафов со слюдяными дверцами и железными внутренними замками (слюда заменяла стекло). Трудно сказать, кто эти вещи делал и как они выглядели, но мы вряд ли погрешим против истины, если предположим, что бюрократия предпочитала не блистающую особенными художественными достоинствами, но достаточно прочно и основательно сделанную мебель, рассчитанную на длительное пользование. Изготавливали ее скорее всего на месте. Первое упоминание об авторе относится к 1730-м гг. - мастер Якоб Райнер сделал для Судейской каморы стол.... из мрамора.

Несколько десятков имен мастеров столярного цеха Екатеринбурга XV III – XIX вв. ничего не скажут нам о качестве их работы и стилистических особенностях мебели. Однако можно предположить, что качество местной мебели было далеким от идеального. Один лишь пример: в 1851 г. «царь и бог» горнозаводского Урала Главный горный начальник заводов Хребта Уральского В. А. Глинка желая обновить свою домашнюю обстановку и «за неимением в Екатеринбурге хороших мастеров» был вынужден прибегнуть к услугам столичных умельцев, несмотря на то, что цена от этого выросла почти вдвое. Большинство сколько-нибудь состоятельных граждан поступало аналогичным образом. В описаниях домашней обстановки екатеринбуржцев тех лет встречается самая разная мебель - от шкафов простого дерева, окрашенных краской, до ломберных столиков и кабинетов, инкрустированных красным или ореховым деревом.

О производителях .мебели во второй половине XIX в., благодаря газетам и торгово-промышленным справочникам, известно значительно больше. Реклама - показатель процветания предприятия, она может рассказать о характере предоставляемых услуг и торговом обороте. Если одна из конкурирующих фирм оказывалась более успешной, то это ее лидирующее положение немедленно проявляло себя на страницах газет в виде участившихся рекламных объявлений, и наоборот, исчезновение рекламы свидетельствовало о серьезных затруднениях в бизнесе.

Наиболее успешным мебельным предприятием в Екатеринбурге 1880-х гг. было Мебельное заведение гессенского подданного Фридриха Петровича Диц на Вознесенском проспекте, 14 (Карла Либкнехта). Оно совмещало производство новой мебели и обивку старой. Последнее рекламное объявление Ф. Дица датируется 1890 г., и хронологически совпадает с появлением другой мощной фирмы - Мебельного и матрацного заведения М.Ф. Просвирнина. Житель Верх-Исетского поселка Михаил Федорович Просвирнин начинал свою деятельность с матрацев, в 1883г. он записался в число екатеринбургских ремесленников как обойный мастер, а в 1890 г. открыл первую мебельную мастерскую. Просвирнин предлагал клиентам весьма широкий спектр услуг: изготовление деревянных и железных кроватей, буфетов, столов, шкафов по рисункам разных стилей, шитье чехлов, переделка старой мебели и «продажа таковой по случаю», а также традиционные матрацы. В середине 1890-хгг. он содержал в центре города на Главном проспекте 15 мебельных магазинов и собственные мастерские, но вскоре успешно начатое дело прекратилось. Сохранилось небольшое число предметов мебели Просвирнина, дизайн которых говорит о широком использовании этим мастером токарного станка. Вероятно, большую часть его продукции составляла очень популярная в те годы так называемая «точенка». Среди купцов, торгующих мебелью в 1880- 1890-е гг., выделялся Гавриил Александрович Логинов. Он продавал в своем магазине на Новом гостином дворе кресла, диваны, рабочие столики и гнутую мебель фабрики «Бр. Тонет». Предприятия Г. А. Логинова и его родного брата Тимофея Александровича Логинова были крупнейшими из учрежденных местным купечеством специально для торговли мебелью.

Прекращение работы Мебельных мастерских Просвирнина знаменовало собой начало нового этапа в развитии мебельного рынка в Старом Екатеринбурге. Фактором, предопределившим перемены, стало интенсивное развитие на Урале сети железных дорог. В 1895 г. Екатеринбург в дополнение к Горнозаводской и Тюменской дорогам получил выход через Челябинск на Сибирскую железную дорогу, связывавшую Европу с Азией. В числе иностранных товаров, хлынувших на местный потребительский рынок, была и продукция мебельно-промышленных империй «Братья Тонет» и «Я. и Й. Кон». Последствия этого процесса наглядно видны на сравнении соотношения производителей и торговцев мебелью в Екатеринбурге конца XIX - начала XX вв.

В 1880-е гг. ремесленники столярного цеха насчитывали в своих рядах три десятка фамилий, тогда как торгующих мебелью купцов было всего девять человек. На рубеже веков установилось относительное равенство, а в 1910 г. на десять торговых фирм приходится всего четыре ремесленника, при этом нужно учесть, что производитель зарегистрирован одновременно и как торговец. Наконец, в 1915 г. против девяти торговых предприятий можно поставить только одну фабрику бамбуковой мебели В. И. Липатова.

О чем говорят эти цифры? Екатеринбург хотя и считался большим городом, но по сегодняшним оценкам кажется совсем скромным - около 50.000 человек в 1900 г., средний класс (владельцы собственных домов и предприятий) составлял лишь незначительный процент от всего населения и число потенциальных покупателей мебели было весьма ограниченным. Мастерские, подобные тем, что содержали Диц или Просвирнин, чужой мебелью не торговали, зато занимались ремонтом и изготовлением чехлов, матрацев и т.п. Начиная с середины 1890-х на передний план вышли фирмы, объединяющие собственные мебельные мастерские с торговлей чужой продукцией. К 1915 г. все они превратились в чисто торговые, а в разряде производителей осталась только мебельная фабрика, работающая на восточном сырье. Ни одно из мебельных предприятий Екатеринбурга не продержалось больше десятилетия: привозная мебель полностью вытеснила местную с рынка. Купец победил ремесленника. Объясняется это очень просто. Производство мебели включает в себя четыре компонента: сырье, дизайн, технологию и сбыт. Екатеринбургские ремесленники работали на дешевом сырье по чужим рисункам дедовскими методами. Их мастерские представляли собой традиционную средневековую мануфактуру с двумя-тремя работающими, а товары находили покупателей ровно до тех пор, пока на местный рынок не вышла дешевая продукция европейской, американской и даже русской мебельной промышленности. Конечно, крах мебельного дела в Екатеринбурге не приятен для нашего местного патриотизма, но он знаменовал собой объективный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.

В Екатеринбурге было несколько специализированных мебельных магазинов: старейший Г. А. Логинова на Госпитальной (Добролюбова), оптовый В. И. Иовлева на Успенской (8 Марта), магазин екатеринбургского отделения товарищества «Жан блок» (Главный проспект, 41), в котором торговали американской конторской мебелью. Но все же самым ярким и крупным из них справедливо было бы считать торговые предприятия Иофина. Еврей, потомок могилевских купцов Аарон Самсонович Иофин в Екатеринбурге появился в последние годы XIX в. Трудно сказать, чем вызван его переезд на Урал, но вполне вероятно, что Иофин подобно большинству людей его национальности бежал от погромов в поисках более спокойного места для бизнеса. В 1903 г. Иофин открыл на Покровском проспекте, 34 (Малышева) мебельный и зеркальный магазин «Москва», где покупателям предлагались английские железные кровати, гнутая мебель фабрик Тонет и Кон, а также услуги столярно-обойной драпировочной мастерской. Магазин «Москва» был зарегистрирован по второму разряду, что можно считать высшей точкой для фирмы, работающей в пределах одного города. Через несколько лет Иофин основал еще один магазин - «Вена», само название которого говорило о характере товара. Если совершить гипотетическое путешествие в Старый Екатеринбург начала XX в. и пройтись по частным домам, конторам и государственным учреждениям с целью исследовать находящуюся в повседневном обиходе мебель, то в восьми случаях из десяти мы наткнемся на продукцию фабрик «Бр. Тонет» и их конкурентов. Сказать, что «венская мебель» была популярна, значило бы не сказать ничего. Австрийские промышленные гиганты поставляли на рынок такое количество дешевой мебели из гнутого букового дерева, что её присутствие по всей Европе в каждом банке, в каждом Офисе, в каждой гостинице или ресторане казалось едва ли не тотальным. В одном только Екатеринбурге из девяти торгующих мебелью магазинов пять получали ее от «Бр. Тонет», а про ассортимент остальных мы ничего не знаем.

В 1913 г. Иофин сделал следующий шаг на пути завоевания рынка - перешел от торговли отдельными предметами мебели к «полным квартирным обстановкам по новейшим рисункам», т. е. связь между продавцом и поставщиком была настолько отлажена, что покупатель, сидя в Екатеринбурге, мог по каталогам австрийских, московских или варшавских фабрик полностью в едином стиле обставить любое помещение. Залогом успешной деятельности Иофина были эффективно работающие транспортные коммуникации и максимально "быстрое преодоление дистанции между изготовителем и заказчикам...

Наступившая Первая мировая война, Революция, развал государства и полная анархия, сделали невозможным решение этих задач: магазины «Москва» и «Вена» прекратили, своё существование.

Мебельное заведение Фридриха Диц
Дом на Вознесенской улице, 14 в котором располагалось мебельное заведение Фридриха Диц (фото 1932 год)

Мебельное заведение М.Просвирнина
Дом на Главном проспекте, 15. В 1880-е гг. в нём размещалось Мебельное и матрацное
заведение М.Просвирнина (фото 1932 год)

13.11.2004
1723@1723.ru

made in yekaterinburg
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Rambler's Top100 Яндекс цитирования