ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
...Подойти к башне можно двумя путями –от цирка и со стороны улицы Белинского. По крайней мере, вход обращен к цирку. Мы, как и полагается нормальным героям, шли от Белинского, огибая циклопические ржавые конструкции, валяющиеся под башней, и всяческие насыпи. Вокруг все поросло живописным леском. Темный вход украшала корявая надпись- "Ортханк". Ну и, естественно, подписи: "Вася и Сережа приперлись к подножию памятника долгострою в одна тысяча девятьсот затёртом году…»
ЧТО НАМ СТОИТ...
В конце 70-х в Москве постановили: в Свердловске надо строить башню. После Олимпиады 1980 года были оформлены все бумаги, и с 1981 года возведение началось. Странно, но строить стали в яме. Если бы башню решили ставить на той же Московской горке, сэкономили бы пару десятков метров. Но тогда деньги, видимо, не считали, а руководствовались более художественными принципами: "смотрится " не смотрится".
Строили потихоньку: за восемь лет добрались до отметки 220 метров -верхняя точка бетонной части конструкции. Общая высота башни должна была быть около 370 метров: Кстати, по высоте наша башня была бы второй в Европе, уступив первенство только Останкинской, для сравнения: старая телебашня на Луначарского имеет высоту 192 метра, на Московской горке - 130 метров, на Блюхера - 120 метров. А самое высокое сооружение в Екатеринбурге - радиомачта высотой 263 метра на Шарташе.
Валентин Людмилин, главный технолог: "Новая екатеринбургская телебашня состоит до отметки 220 метров из монолитного железобетонного ствола, который выполнен трестом "Спецжелезобетонстрой", а выше этой отметки и сталебетонные конструкции верхнего здания на отметке 200 метров предстояло выполнить "Уралстальконструкции". Телебашня по конструктивным решениям аналогична башням в Останкино, городах Таллинне, Вильнюсе и Баку. Авторы проекта этих башен (Московский институт Связи, ГСПИ) с каждой башней совершенствовали конструкции, учитывая опыт строительства предыдущих башен, в этом смысле можно сказать, что наша башня – самая надежная.
Мы серьёзно подготовились к монтажу башни: разработали интересные методы монтажа и проект производства в целом, согласовали с заводом-изготовителем все вопросы по поставке метеллоконструкций (практически все металлоконструкции башни изготовлены и сейчас валяются у ее подножия). Были смонтированы сталебетонные блоки массой 32 тонны каждый. Из 20 таких блоков, поднятых на отметку 200 метров, должно было состоять здание, в котором размещался бы ресторан с вращающимся полом, аппаратные, все вещательное оборудование."
Постой, паровоз.
Строительство ни шатко ни вал-ось до 1989 года, пока сооружали объект из бездонных закромов Союзных министерств и ведомств. Когда же неумолимый паровоз истории своим тяжеловесным колесом этот карман отрезал, строительство мгновенно притихло. И остался город один на один с башней. По началу ее поддерживали в более-менее нормальном состоянии: внутрь никому ходу не было, температура внутри ствола поддерживалась нормальная (башня не должна промерзать насквозь), все приспособления были в рабочем состоянии. В 1993 году башню даже решили достроить. Собрались, разработали план - кто чего делает, выбили у Москвы средства... И ничего не вышло. То ли средства не дошли, то ли еще что, но именно с 1993 года объект просто и окончательно бросили -даже не законсервировали. Как будто на город тогда двигались полчища Мамая и все ушли на фронт. И пребывают там по сей день. Никакой охраны выставлять не стали. Дверь только заварили...
Дверь, естественно, выломали, и башня постепенно превратилась в бомжатник и общественный сортир, Мекку для любителей острых ощущений. Шахтовый подъемник разграбили в первый же год, вмонтированные конструкции покрылись слоем ржавчины, незащищенный особым составом ствол башни подвержен ветровой эрозии...
КОГДА И КУДА РУХНЕТ БАШНЯ?
Слово - главному инженеру проекта Владимиру Игнатову: "Башня построена жестко - максимальное отклонение верхушки не больше 20 сантиметров, рухнуть она не рухнет - бетон год от года становится все крепче, сталеконструкции внутри башни не имеют доступа воздуха. В достроенном состоянии башня простоит сотни лет.
Но она не рассчитана на десятилетия ежегодных промораживаний (внутри должна быть постоянная температура), все закладные металлические детали должны быть соответствующим образом обработаны. ЧА они даже не законсервированы. Год от года стоимость достройки увеличивается. Если сейчас ее можно сваять из приготовленных и находящихся внизу деталей, то через пару лет их придется изготавливать заново, ухудшается и состояние самого ствола, ржавеют фермы лифта, закладные детали. Если в течение ближайших лет за башню не возьмутся, восстановить ее будет невозможно. И что с ней придется делать - взрывать?".
ЧТО, НЕ ВЫХОДИТ "КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК"?
Башня в ее достроенном варианте была бы очень красива. Наверху, там, где сейчас проем, должно находиться здание вещательного центра, внизу, у подножия, должны были быть огромные помещения телецентра. На отметке 200 метров хотели установить поворотную платформу, сделать там ресторан по примеру Останкинских... То, что сейчас выступает на десять метров над землей, планировалось частично засыпать, и башня обзавелась бы обширнейшими казематами: складами, дизельными и прочим. В законченном варианте, с антенной, поднятой на 370-метровую высоту, с двумя соцветиями верхнего и нижнего зданий башня очень напоминала бы цветок. Кстати, ее так и называли проектировщики: "Каменный цветок»...
Самое интересное, что в настоящее время башня едва построена на треть. Все еще впереди. В.И.Степанов: "Башню мы достроить можем. При хорошей работе на это уйдёт три с половиной года.
Я НЕ ЗНАЮ, КОМУ и ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО
Зачем башня нужна? Вопрос философский. В принципе она замечательно подчеркивает престиж города, отлично вписывается в городской пейзаж, являясь его доминантой. Что касается ее прямых обязанностей по улучшению качества сигнала (для чего она, собственно, и строилась), то тут ее польза бесспорна. Метровые каналы принимаются довольно неплохо по городу и окрестностям и без монстрического сооружения. А вот дециметровые каналы стали бы значительно увереннее принимать и в Екатеринбурге, и в близлежащих городах. Пока все ДМВ-передатчики находятся на вышке на Московской горке. Сейчас их там форменный перебор. Если будут возникать какие-то еще ДМВ- каналы, то передатчики придется вешать на трубы или на воздушные шарики. Вообще, для связистов башня - подарок судьбы.
ОБЪЯСНЕНИЕ НЕДОУМЕВАЮЩЕМУ ЧИТАТЕЛЮ
В общем, стоит она себе и стоит. Белым пальцем подпирает небо над Екатеринбургом, чтобы горожанам спалось спокойнее. В свое время отгремели под ней споры о ее судьбе, и сейчас она никому решительно не нужна. Украшение. Вроде бы как оно есть и до такой степени всем примелькалось, что и говорить-то о нем особо нечего.
Так она торчала никому не нужная четыре года. С чего бы это вдруг "Теленеделя" вспомнила о существовании этого символа мужественности города Екатеринбурга? Разве корреспондент какой случайно лбом об нее ударился? Да нет, есть причины посерьезнее. Какие - об этом после. Надеемся, мы вас заинтриговали. А ответы на поставленные выше вопросы вы найдете в следующих номерах "Теленедели". Не пропустите!
Город с высоты птичьего полёта
Нету лучшей красоты, чем попысать с высоты