Кто-то на досуге подсчитал, что современный Екатеринбург поднялся и стоит на семи холмах. (Хотя бы этим мы напоминаем вечный город Рим). Три уральские горки на слуху у всех: Вознесенская, Обсерваторская, Московская. Добавим для тех, кто запамятовал: Уктусские горы и Каменные палатки. А вот про Митькину и Васькину знают немногие.
На Васькиной, за вокзалом, -поселок Звездочка. На Митькиной (это ВИЗ) стоял кинотеатр "Комсомолец". (читать следует наоборот, Васькина гора у «Комсомольца)
Каждая эта "вершина" по своему любопытна, имеет интересную биографию. И как-нибудь мы эти вершины "возьмем", расскажем, что там было и есть из градостроительных шедевров.
Сегодня же речь о той горе, что первой дала свой вековой лес на строительство города-крепости на Исети. Здесь поставил хорошо укрепленный командирский загородный дом В.Н.Татищев. Отсюда он наблюдал за строительством завода и плотины.
Как эта высота называлась раньше, точных сведений не имеется. Но позже, когда рядом с домом Татищева построили деревянную церковь Вознесения Господня (позже ее перевезли в Нижне-Исетск, а на сегодняшнем месте заложили каменный храм), за этой горкой прочно закрепилось название Вознесенской.
По историческому положению, по наличию даже сохранившихся уникальных памятников архитектуры, по разыгравшейся здесь в Ипатьевском подвале трагедии, Вознесенская горка в Екатеринбурге самая, пожалуй, уникальная историческая территория... О ней в народе столько темных историй, легенд, былей и небылиц. Горячие головы будоражат мысли о несметных сокровищах Расторгуевых-Харитоновых, так и не найденных в лабиринтах подвалов и темных ходов усадьбы и парка.
Дату постройки Дворца установить удалось по материалам ГАСО. Земельный участок и недостроенный дом разбогатевший на продаже вина купец Лев Иванович Расторгуев приобрел у вдовы одного из сановников, судя по купчей, в декабре 1798 года. Желая расширить свои владения, Расторгуев вскоре обратился в управу с просьбой отвести ему место под устройство усадьбы на северном склоне Вознесенской горки. В прошении объяснял, что желает болотистое и топкое место обустроить, превратив его в сад и украшение города. На когда разрешение было наконец получено, почему-то 10 лет не ударил, как говорится, палец о палец.
- Эта своеобразная игра в меценатство имеет объяснение и связана с расширением городской черты. Надо лишь внимательно проанализировать события, - сказал мне Сергей Николаевич Погорелов, много лет руководивший археологическим кружком во Дворце пионеров. Дело в том, что Расторгуев был истовым раскольником, старообрядцем, представителем официально гонимой веры. Раскольники, спасаясь от преследований, устраивали подземные убежища, скиты. Например, в доме, в помещении, что под куполом, была тайная молельня, где часто собирались учителя и наставники этой веры древнего благочестия. Их очень оберегали. Поэтому, если к дому приближались нежданные гости - иконостас быстро закрывали камуфляжной картиной типа лебедушек. Старцев и стариц через подземные ходы выводили тайной тропой по склону через болотце и дальние углы сада. Эта часть считалась загородной территорией, здесь не было царских застав.
Слухи о расширении границ города сильно обеспокоили Расторгуева, но, когда оказалось, что город будет расти в другую сторону, надобность в дорогостоящих благоустроительных работах вообще-то отпала. Однако, оставалось "честное купеческое слово" - в то время это было важнее важного, свое слово Расторгyeв нарушить не мог. Тем более, что богатства его приумножались. Он уже приобрел у Демидова Каслинский и два Кыштымских железоделательных завода; у него были прибыльные золотые прииски.
Так на северной стороне Вознесенской горки появился роскошный парк. Маленькая ручей-речка Пеньковка с родниками превратилась в чистый живописный водоем, потом на нем насыпали островок, поставили в беседку. То пышное, на зависть соседям, благолепие образно описал в романе "Приваловские миллионы" Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Архитекторы и историки давно пытаются разгадать, кто же был автором проекта дома и усадьбы. Одни утверждают - так строили в 18 веке в г.Вольске, откуда родом был Расторгуев. Что он за основу взял типовой проект. Я, к примеру, видела двойник этого дома в Кыштыме на территории завода, принадлежавшего Расторгуеву. Какой из них строился раньше?
Но всем больше нравится мрачная легенда, она гуляет из века век, о человеке-невидимке, бессрочном каторжанине, лишенном имени. Опального талантливого зодчего где-то в Сибири нашел Расторгуев. Тайно привез в Екатеринбург, пообещал по окончании строительства выхлопотать помилование. Дворец был почти завершен, но архитектора вновь вернули в острог. Тогда, будто, он проклял и это свое прекрасное детище, и весь Расторгуевский род. Проклятие, судя по дальнейшим событиям, все-таки сбылось.
Роскошный дворец строился более десяти лет, а вместе со службами и устройством сада - почти двадцать. Почему так долго? Дело было не в средствах - все щедро оплачивалось. Но кроме видимого глазу, сооружались прочные невидимые подвалы, переходы, подземные тайники, приспособленные под тюрьмы и казематы. Это не мифы -это реальность, - считает ученый-геофизик, автор книги "Тайны уральских подземелий" Всеволод Михайлович Слукин.
Родовое гнездо стало центром семейного клана. Худая слава о нем пошла еще при жизни Расторгуева. Но тихая жизнь здесь кончилась с появлением зятя Петра Яковлевича Харитонова, богатого купца и золотопромышленника, необузданного нрава, жестокого, любителя шумных кутежей, безобразий, мрачных развлечений, стоивших иногда жизни кому-нибудь из дворовых. День и ночь играла музыка, в карты проигрывали состояния, пьяные гости мыли шампанским лошадей. Вместе с новоявленным своим родственником Григорием Зотовым (в народе его звали «Кыштымским зверем») творил расправы над непокорными, вместе прятали концы в воду и в землю.
В 1822 году по жалобам на тиранию хозяев, а также по фактам хищения золота на Расторгуева было заведено дело. Глава дома во время следствия скоропостижно умирает. Богатство наследует жена Анна Федотовна, дочери Мария и Екатерина, которые уговаривают взять управление заводами в свои руки Григория Федотовича Зотова (свекора младшей дочери Расторгуева). И ему как-будто удается приостановить следствие, выхлопотав на то монаршую милость Александра I, который в 1824 году путешествовал по Уралу.
В воспоминаниях лейб-хирурга Д.К.Тарасова есть об этом запись: "Вечером 25 сентября император прибыл в Екатеринбург и остановился в приготовленном для него великолепном доме Расторгуева-Харитонова. Утром 26 сентября Александр I встретился с Главным начальником уральских горных заводов, а также с владельцами и управляющими частных горных заводов. Среди них был и Г.Ф.Зотов. Есть его словесный портрет: высок ростом, атлетического сложения, сильный характер, орлиные проницательные глаза. Из тех же записок Тарасова узнаем, что полтора часа Зотов рассказывал царю о том, как от кричного мастера, изучившего на практике горное дело, он поднялся по служебной лестнице до управляющего Верх-Исетским заводом Яковлевых, как собирается восстановить "упавшие" заводы Расторгуева. Император простил Зотова за то, что "тот держится раскола и упорствует в нем". Даже повелел возвратить на заводы Расторгуева выселенных в Сибирь 90 заводских людей.
Но период монаршей милости был краток. В следующем 1825 году на престол взошел Николай I, ярый противник старообрядчества. Следствие возобновилось.
Для продолжения дела на Урал был командирован флигель-адъютант царя полковник, граф А.С.Строганов. В докладной записке он писал: "Для увеличения доходов и ненасытного корыстолюбия стали работы возлагать безо всякой соразмерности с силами человеческими, и вскоре засим строгая взыскательность обратилась в жестокость и тиранство".
При этом экономическое и финансовое положение заводов наследников Расторгуевых при управлении Зотова значительно улучшилось, что отметил в 1832 году самый авторитетный тогда в горнозаводском мире "Горный журнал". Он писал: "Плавильное производство заводов Кыштымских (Каслинский в том числе) можно поставить в пример всем прочим заводам империи".
И все-таки папка судебного дела над расторгуевыми наследниками пухла с каждым днем. Как знать, что стало последней каплей. Только ли жестокость? Или тот факт, что очень влиятельных заводчиков власти не смогли склонить к единоверию, что потом сделали (во всяком случае официально) многие богатые старообрядцы. Заслуживает внимания еще одна версия: будто от царской казны был скрыт прииск, и все взятое с него немалое золото - на миллионы - так и не нашли. Полагают, что скрыты они где-то в тайниках достроенного известным зодчим М.П.Малаховым Харитоновского дворца.
Гром грянул в 1837 году. По суду наследницы теряют богатства. Дом-усадьба практически идет с молотка. За злодеяния Петра Харитонова и Григория Зотова ссылают на каторгу, на вечное поселение в Кексгольм в Финляндию, где первым в возрасте 44 лет умирает Харитонов.
Дом целое столетие был бесхозным, менял квартирантов и лишь 1 сентября 1937 года уникальный архитектурный комплекс с элементами позднего классицизма передали детям. Им он принадлежит и сегодня.
Недавно с директором Вазиной Мухамедовной Ворониной мы обошли оставшуюся, уже малую часть подземных помещений, притронулись к тому, что сохранилось, что не было замуровано в результате провалов или при перестройке здания.
В подвалах таинственно, эхом отдают шаги, почему-то хочется говорить шепотом. Каменные стены толщиной в полтора и более метра, давят, нагнетают страсти. Кажется, мы ощущаем присутствие загубленных здесь душ, их застывшие мольбы о помощи. И все огромное гулкое здание по ночам живет тайной жизнью, полно звуков, шорохов, словно по чердакам ходят-бродят привидения.
Отзвук тех мрачных событий услышал здесь в 1905 году никому тогда не известный студент технологического института, проходившего на Урале практику. Это был Алексей Толстой. Приведем несколько его строк. "Рассказывают, что от Харитоновского дома в Екатеринбурге до озера в саду проделан еще в древнее время подземный ход. Начинается он в подвале Харитоновского дома и завален дровами. Если дрова раскидать, откроется люк с кольцом, за которым 20 ступеней ведут под землю к длинному коридору с наклоном и поворотом под озеро. Коридор выложен кирпичами, покрытыми плесенью. Вдоль стен чугунные держала для факелов. И в конце железная дверь с двумя засовами.
Неизвестною, кто осмеливался проникать туда. И, пожалуй, врут в городе, рассказывая, что в подземелье висит "шкелетина" на ржавых цепях, сторожа хозяйское золото".
К этим подземным тайнам Алексей Толстой потом вернется в зловещей истории под названием "Харитоновское золото".
То, что Вознесенская горка имела несколько подземных дорог, ученые это доказали с приборами, хотя ни разу заступ археолога не коснулся этой земли. В книге В.М.Слукина читаем это даже в заголовках: "Подземные лабиринты дворца Расторгуева", «Скрытые ходы в парке», «Беседка - ротонда или распределитель подземных путей?», «Существует ли подземный ход на остров?»
И в заключение, еще два интересных факта из рассказа старожила - Револьда Андреевича Малышева, руководителя детского орнитологического кружка. Уж он - то точно посвящен во все тайны парка. Например, видел как в 50 годы чистили пруд, загнали в него бульдозеры, чтобы снять слой ила. И вдруг один из них провалился по самую кабину. И не просто в яму, а в сруб из лиственницы. Машину с трудом, но вытащили. Колодец взволновал только работников Дворца, да мальчишек. Они нашли пятиметровый шест, пытались сквозь ил нащупать дно, но шест уходил все глубже и глубже. Яму засыпали. Потом озерко чистили еще раз, но стволов сруба уже не нашли.
А что касается кладов, то они где-то есть. Не могли сказочно богатые люди, над которыми не один год шло следствие, в случае чего не оставить десяток пудов золотишка на черный день.
Рассказывают, что как-то на хозяйственном дворе появилась дряхлая старушка в черном платочке с клюкой, долго ходила вдоль бани и конюшни, шепча что-то беззубым ртом.
- Мы, - говорит Р.А.Малышев, -
к ней. Что, бабуся, потеряли?
- Ищу, ищу... Здесь хозяева вот
припрятали.
- Где? Поможем, вместе по
ищем.
- Нет, соколики, ни вам, ни мне
это не указано. Богатство достанется другому поколению!
С тем старушка ушла, больше ее не видели. Но в воздухе и повис прелюбопытный вопрос: "Что все-таки вещая бабка имела в виду? Какое поколение, уж не двадцать первого ли века? Так он - вот, уж скоро, ждать недолго, остались считанные дни...