В юбилейный год Екатеринбурга у гостиницы "Центральной" был тоже праздник - ей исполнилось 70 лет. За это время здесь проживали люди, имена которых знают во всем мире. 4 мая 1928 года здесь проживал известный театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Радушно открывала двери гостиница делегатам партийных, профсоюзных и комсомольских съездов, участникам хозяйственных выставок, принимала известные спортивные команды. О культурной жизни Екатеринбурга можно судить по именитым гостям "Центральной" - это любимые всеми артисты эстрады и театра Е. Матвеев, Э.Хиль, И.Понаровская, Л.Долина, В.Кузьмин, Ю.Шевчук и др. Говорят, в "Центральной" гостили Н.С.Хрущев и Фидель Кастро. В 1998 году гостиница обслуживала членов царской семьи, приехавшей в Екатеринбург.
1920-1930-е гг. для Свердловска, как административно-промышленного и культурного центра Урала, были периодом необычайного строительного подъема. В это же время
(в "сплошной лихорадке буден") и было задумано построить гостиницу. До сих пор под гостиницы временно приспосабливали здания, не соответствовавшие необходимым требованиям. И "Центральная" была первым зданием, специально выстроенным для гостей нашего города.
Проект гостиницы проходил архитектурный конкурс. Место для строительства было выбрано на безымянной площади (перекрестке улиц Розы Люксембург и Малышева). На этой площади до наших 60-х стоял католический костел, построенный в 60-е годы прошлого столетия ссыльными польскими повстанцами. Старожилы вспоминают, что в 20-е годы каждый вечер здесь в костеле играл орган: как раз в это время пастухи гнали по улице стада и хозяйки выходили встречать своих коров. Возле костела стоял геодезический столб с указанием географических координат этой точки земли. С 1926 года на этой замечательной площади, прямо напротив костела, и начали строить "Центральную" гостиницу по проекту архитектора В.Дубровина.
Гостиницу возводили почти вручную, материалы подвозили на лошадях.
Здание отеля было построено в 1928 году, по мнению специалистов, в стиле "рационального модерна" (стиль, являвшийся предисловием к конструктивизму).
В своих теоретических концепциях стиль предполагал высокое качество строительства, в том числе и отделочных работ, выполняемых современными для тех лет индустриальными методами. Но ограниченность средств и времени не позволили, к сожалению, сделать постройку довольно качественной, что стало сказываться спустя десятилетия. Впрочем, на фоне других позже построенных свердловских собратьев "Центральная" смотрелась королевой: бетонные колонны с рельефными листьями на капителях, подпирающие высокие потолки, кое-где обильно украшенное лепниной, а кое-где в холлах и ярко расписанные; богатые необычайного размера люстры, будто стеклянные фонтаны; огромные зеркала; широкие мраморные лестницы, изящные перила с ажурными балясинами, ковровые дорожки, массивные лифты в стиле модерна. Масса живописных полотен и обилие канделябров придавали отелю некую атмосферу пышности...
Меняющиеся архитектурные стили, коснувшиеся только интерьера гостиницы, отражали стремительность времени: то несли дух сталинской помпезности, то скромничали, принимая в отделку современные профили...
Во время Великой Отечественной войны, когда страна была превращена в огромный военный лагерь, гостиница по-матерински приняла в свои стены семьи эвакуированных, переоборудовав гостиничные номера под квартиры.
Можно судить об эпохе, об истории по фасаду и интерьеру здания, но дух времени, особый колорит исторического периода лучше всего донесет
только свидетель события. О годах своего детства, которое прошло в военное время в гостинице, вспоминает художественный руководитель Екатеринбургского Центра Моды Нелли Даутовна Хализова. Ее рассказ позволяет зримо представить гостиничные будни сурового прошлого:
- Селили в меблированных номерах с шикарными коврами, потрясающей мебелью, столиками из яшмы и малахита, с зеркалами в дубовых резных рамах, дверьми с красивыми медными ручками. Номеров и жилых помещений было около двухсот. И в каждом из них жили семьи по 5-6 человек, состоящие исключительно из женщин, детей и стариков. Здесь были семьи из Москвы, Ленинграда... И люди самых разных профессий: старая профессура, офицерские семьи, актеры из "Мариинки" (после войны все они остались работать в Свердловском оперном театре).
Вначале мы разместились в ванной комнате, потом нас переселили в номер на 4-й полуэтаж, где мы и остались жить до конца войны. Нашими соседями была московская семья капитана первого ранга и Клара Кацман, известный уральский композитор, в двухкомнатном "люксе"жила певица из Ленинградской филармонии - очаровательная Мария Николаевна, которая нас часто приглашала к себе в гости, и под абажуром мы играли в лото. Помню, как она нам пела романс: "Чайка смело пролетела над седой волной. ..". Ее отец, красивый интеллигентный старик, сидел в кресле, укутавшись в клетчатый плед, читал нам главы из своего литературного произведения. Сам отель, где жило много интересных и знаменитых людей, был как духовный оазис, спасавший от страшных военных буден.
Жизнь гостиницы, напоминавшая огромный дружный город, бурлила. В Новый год на полуэтажах ставили елки, украшенные самодельными игрушками из газет, фантиками, шишками. Репетировали спектакли, шили костюмы... Нередко со своими представлениями выезжали в госпиталь, который находился в ДК им. Горького. Однажды мне пришлось выступать там с Клавдией Шульженко и с мало известным тогда Аркадием Райкиным. Беды и радости переживали всей гостиницей: если кто-то получал похоронку, переживали все, если кто-нибудь приходил с фронта - все вместе радовались. Самым строгим наказанием для детей было то, что нас не отпускали в коридор. Там мы обычно играли в "прятки "и в любимую всеми игру "самолеты", когда надо было скатиться с перил до первого этажа, держа руки как крылья, и сбить бедного одноногого швейцара, который символизировал для нас "фрица".
Жизнь каждой семьи проходила как на ладони. Двери номеров были деревянные со стеклом наверху, и мы, детвора, часто подглядывали за тем, что происходило в какой-нибудь семье. Не редкость были драматические семейные сцены со стрельбой и смертельным исходом на почве горячей ревности.
Во времена войны на месте ресторана "Центральный" работал ресторан "Савой". Для нас, постоянно голодных детей, он был невероятной тайной. Ресторан благоухал на всю гостиницу, и эти запахи были просто сказочными. Швейцар, встречавший посетителей у дверей "Савойя", был с длинной бородой и в парадном мундире с золотыми галунами. В ресторан он нас не пропускал, только иногда позволял взглянуть "одним глазком" на все в нем происходящее. В те времена оркестр играл хорошо известные и сейчас военные песни. После войны, когда в город приехали шанхайцы, в оркестре зазвучал саксофон, позднее стали исполняться песни Петра Лещенко.
В центре ресторана стоял красивый резной буфет. В то время в Свердловске была, можно сказать, буфетомания. Кстати, один из красивейших буфетов стоял и в Филармонии. Впоследствии совсем за бесценок его купил Ростропович, сейчас тот буфет стоит в американской квартире у Галины Вишневской.
В "Савойе" всегда было много мужчин, как правило, военных из госпиталя или приезжих, заглянувших в ресторан по случаю - перед отправкой на фронт, чтобы ухватить кусочек мира. Все мужчины, заходящие туда, смотрелись красавцами, казались какой-то особой породы - мужественными, искренними, чистыми людьми. До сих пор во мне живет запах духов, кожаной портупеи и вкусной еды, связанные с этим рестораном.
Во время нашего проживания в гостинице в маленьком и изящном костеле были художественные мастерские. Там прямо на наших глазах лепили львов, которые и сейчас стоят у Оперного театра. В скверике у костела еще в 1941 году были разбиты клумбы с цветами. Позже мы, жители военной гостиницы, сажали там картошку, за которой надо было постоянно следить. Вокруг "Центральной" росли красивые липы и кусты персидской сирени, что очень украшало улицу. И летом здесь всегда пахло медом. Улица Карла Либкнехта упиралась прямо в цирк. Цирковые артисты в военное и послевоенное время тоже жили в гостинице, и мы всех их знали по именам. Каждый день на лошади кучер возил из ресторана "Савой" различную продукцию в буфет цирка. Кого-нибудь из ребят он брал с собой, и у нас иногда появлялась возможность бесплатно попасть на представление.
Комендантами, директорами гостиницы назначались военные, лечившиеся в госпиталях, так что они часто менялись. Следить за гостиничными достопримечательностями было некому, и многое, что было ценным, со временем исчезло. Да и во время войны ценился только хлеб. Изящные каменные столики, картины, светильники уносили, меняли на булку хлеба и другие предметы первой необходимости. Поэтому, к сожалению, к концу войны от гостиницы довоенной поры мало что сохранилось.
С 1 января 1946 года "Центральная" вновь стала служить гостям города, а нас и многие другие семьи в 1947 году переселили в другую гостиницу - "Большой Урал".
В дальнейшем облик отеля "Центральный" отражал в себе судьбу всей страны советского периода. От уютного модерна почти ничего не осталось. Из-за быстрого непродуманного капитального ремонта интерьер стал строгим и холодным. Место арок и плавных линий гостиничного пространства заняли острые углы. Руководство предприятия больше интересовала борьба за Красное знамя Обкома Союза Коммунальных хозяйств, которое, впрочем, находилось в гостинице долгое время.
Реконструкция гостиницы началась только с 1993 года. Тогда же появилось и новое ее название - "Отель Екатеринбург-Центральный". Постепенно реставрировался номерной фонд, холл и вестибюль, приведена в былое изящество орнаментованная лепнина, безжалостно замазанная масляной краской во времена социалистического ремонта. Начался сложный процесс возрождения самой первой гостиницы Свердловска и возвращения ей статуса престижности. Потихоньку обновляется и фасад: облицовывается мрамором карниз здания со стороны улицы Белинского, заменяются оконные рамы на современные пластиковые. Освещение в вечернее время и неоновая реклама стали придавать "Центральной" некий шарм.
Некогда любимый горожанами ресторан "Петровский зал", закрытый для посещения уже несколько лет, к юбилею города открылся в блеске новых интерьеров, под возвращенным ему названием "Савой". Теперь здесь есть не только главный зал, но и роскошный банкетный, а также уютный пивной бар.
Кроме ресторана "Савой" есть еще и маленький элитный бар "Савой", один из первых ночных баров в нашем городе. При теплом приглушенном свете в нем можно не только отдохнуть, но и увидеть постоянно меняющуюся экспозицию графики и живописи известных уральских и ленинградских художников.
Многочисленные магазины, учреждения, бар, ресторан, казино сделали гостиницу частью повседневной городской жизни. Постепенно обновляющейся она входит в новую жизнь Екатеринбурга, в следующее столетие.
Наверняка впереди у "Центральной" много интересных событий...
01.08.2004