Старожилы (которым под сто), может, еще застали на его месте Гостиный двор: каре торговых рядов, целый квартал, с главным парадом на Главную площадь. Неказистое одноэтажное сооружение вековой давности с галереей арок в духе классицизма. Все собирались реконструировать. Проект назывался "Возрождение". Но в октябре 1902 года случился большой пожар ("раскаленное железо лилось ручьем!"), сгорело почти 20 помещений, даром что каменные. И восстанавливать решили уже по новой моде, в стиле "модерн" и в два этажа. Западное крыло быстро поднялось. А северную сторону задержала русско-германская (1-я мировая) война. За долгострой это крыло (вкупе с рядом запроектированным "Пассажем") прозвали Вавилонской башней. Подрядчики-архитекторы братья Бернардацци брались ее одеть в бетон, но с условием полной аренды на 100 лет. 1917 год отменил их притязания.
20-е годы навязали свое видение, и на Главной площади выросла пятиэтажная коробка. Бетон и стекло. Конструктивизм! В нижнем этаже — "окна разинув, стоят магазины". В верхних — городской совет депутатов трудящихся.
В 30-е годы безродный конструктивизм заклеймили и появились проекты облагораживания фасада: накладные колонны, лепнина, балкончики... Осуществили это уже после Великой Отечественной войны. Сталинский ампир! На крыше — скульптуры безымянных представителей трудовых профессий.
А в 1956 году появился и "кремлевский" шпиль с курантами, и даже сам "Кремль" (мозаика во входном вестибюле). Фриз на уровне третьего этажа украсили барельефные портреты уральских революционеров и деятелей культуры. На уровне первого — большие мемориальные доски
"Я. М. Свердлов" и "В. И. Ленин". Висят до сих пор.
Старый Гостиный двор. Фото 1902 года
1920-е
Горисполком образца 48-го..
Шпиль, ставший символом города, появился только к 56 году