Конец XIX века. Екатеринбург еще далек от громкого определения «мегаполис», да и кто в то время так величает города? По каменным мостовым изредка цокают копыта, низенькие особнячки (не чета клонированным шестнадцатиэтажкам) не закрывают чистого неба.
Еще нет понятия «район», город един — оттого что невелик. На юге, в 12 километрах от города, расположен поселок Нижне-Исетск (позже, когда промышленный Екатеринбург подберется к нему вплотную, он лишит его самостоятельности, возведет там завод и назовет Химмашем). Поселок как поселок: деревянные дома, огороды, пестрые куры за забором, собачий лай. Отличала Нижне-Исетск от прочих российских деревушек разве что церковь, славившаяся своей строгой сдержанной городской красотой. Храм был прекрасен.
Созидание
Строить Казанскую церковь начали в 1815 году. Автор проекта точно не установлен, существует лишь предположение, что это копия одного из московских храмов, который проектировал знаменитый Матвей Казаков.
Возведена церковь была на самом высоком месте, так что сияние куполов было видно из любого окошка, а звон колоколов облетал всю округу. Немудрено, что она настолько полюбилась людям, что они стали воспринимать ее как нового, почетного жителя своего селения. Храм был трехпрестольный. Главный придел с куполом во имя Казанской иконы Божией Матери был высокий, очень светлый, с расписными сводами. На полу белые мраморные плиты. Отличал церковь просторный алтарь, куда вели резные Царские Врата. Там находились иконы Божией Матери, архангела Гавриила, за престолом белой жести
— икона Спасителя. Левый придел во имя Стефана Великопермского, чистый и светлый, там служили повседневные службы. Правый
— Иоанна Богослова, тут проходили службы во время Великого Поста, читались 12 Евангелий. Здесь же отпевали и служили панихиды. Только в этом приделе было мрачно, во всех же остальных помещениях очень светло.
Слева от входа в храм стоял свечной комод, там оформлялись требы и продавались свечи.
На колокольню вела крутая зигзагообразная лестница. Тут висел большой колокол, имевший имя «Сампсон», отлит он был на Урале. Те, кто слышал его звон, вспоминают, что это был густой бас, очень приятный и бархатный звук. Рядом еще два ряда по три колокола. Интересно, что в последнее время звонарем, и очень талантливым, была женщина, Анна Степановна Мылова. Она унаследовала искусство колокольного звона от своего отца, который в свое время работал тут же.
Храм также славился своими красивыми богослужениями, немаловажную роль в этом играл хорошо подобранный хор. Его слаженное пение в сочетании с великолепной храмовой акустикой производило на паству огромное впечатление. Хор составили местные жители и любители из народного театра. Руководителем театрального хора была Лидия Андреевна Максимова, которая впоследствии стала регентом церкви. В то время, в 1930 году, большинство храмов Екатеринбурга, а тогда Свердловска, было уже закрыто.
Разрушение
Революция. Гражданская война. Индустриализация. Безжалостная война с инакомыслием и верой. «Советские» судьбы православных храмов отличаются деталями и удивительно похожи в своем главном несчастье. Клуб, склад, кинозал, цех резинотехнических изделий, почти двадцать лет свалки и забытья, сорванные купола...
Власти закрыли Храм Казанской Божией Матери в 1935 году.
В народе ходит интересная легенда. Когда храм закрывали, настоятель был расстрелян, и то ли старый священнослужитель, то ли сторож спрятал основные церковные реликвии в подземелье-лабиринте. Когда пожилой человек почувствовал приближение смерти, он стал искать чистого душой человека, чтобы передать ему свой пост хранителя ценностей. «Такого» человека скоро нашли старику в рядах НКВД. Старец, почувствовав неладное, все же спустился со своим «преемником» в тайник. Напрасно машины НКВД ждали у входа церковные трофеи, из подземелья никто не вышел.
Никаких документов о вывозе реликвий нет, возможно, их, как и все культовое, просто уничтожили, а возможно, так и лежат они под землей, ожидая человека с чистым сердцем.
Спустя почти сорок лет со дня закрытия, 20 июня 1974 года в 14 часов 30 минут Храм Казанской Божией Матери взорвали. Даже обезглавленное и оскверненное «учреждение культа» в центре рабочего района раздражало власти.
Возрождение
Из-за огромной безобразной стальной стелы — указателя при повороте на Химмаш и мышиного цвета забора не видно того места, где стоял храм. Но сегодня за оградой уже не груда старых камней, а мощный фундамент и начало кирпичной кладки стен нового храма, точнее восстанавливаемого храма Казанской Божией Матери, который будет точной копией прежнего, погибшего...
Российские предприниматели Александр и Иван Яковлевы взяли на себя святую обязанность вернуть на старое место красавец храм и его золотые купола.
Они же передали на временное хранение общине храма изображение иконы Ахтырской Божией Матери, одной из самых почитаемых православных святынь.
21 июля 2004 года, в день праздника Казанской Божией Матери, состоялся крестный ход, и на строительной площадке возрождаемого храма при большом стечении народа прошла первая Божественная Литургия, которую отслужил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, на ней икона была явлена присутствующим.
Икона относится к XVIII веку. Она уникальна — являет собой редчайшее собрание мощей великих православных святых, апостолов, мучеников, преподобных отцов русской Церкви.
Только представьте: среди них мощи Иоанна Предтечи (Крестителя) — самого почитаемого православного святого после Богоматери, исполнившего свою миссию — крещение Иисуса Христа. Мощи Андрея Первозванного — первого из апостолов, последовавшего за Христом, а затем приведшего к нему своего родного брата, святого апостола Петра.... Загадка, кто собрал частицы великих сынов и дочерей православия вокруг иконы? Светлый, необыкновенно красивый лик иконы — еще одна тайна: легенда гласит, что его писали с юной Екатерины.
Тайны, легенды, история. Очень скоро люди впишут в нее новую, светлую страницу — встанут на высоком холме стены возрожденного храма и снова засияют над водами Нижней Исети и поселком-городом золотые купола.
Редакция благодарит Антонину Петровну Кубасову, директора музея Уралхиммаша, за помощь, оказанную при подготовке материала. С советских времен она бережно собирала любые сведения о храме, в то время как власть их уничтожала.
История храма:
1815 - начало строительства храма.
1870 - открытие храма.
1935 - закрытие храма.
1940-1944 - Клуб завода Уралхиммаш.
1944-1953 - здание пустует.
1953-1957 - цех резинотехнических изделий.
1957-1974 - здание заброшено.
1974 - храм взорван.
2004 - начало восстановления храма.
В.В.Муравьёв. Нижне-Исетск. Вид на Казанскую церковь. 1913 год.
Икона Ахтырской Божией Матери (XVIII век), переданная во
временное хранение общине храма
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий провёл Божественную
Литургию в возрождающемся храме