Начни с начала Читай про Это Дайджест-2

форум екатеринбург+свердловск

Музакальное ассорти.
Подборка статей по Свердловскому Рок-клубу из газет за 1986-87 гг.


5 октября в свердловском рок-клубе прошло выступление самодеятельных коллективов, наиболее удачно показавших себя на предыдущих двух творческих лабораториях. Зрители вновь встретились с группами Егора Белкина, Владимира Шахрина и с группой «Наутилус», которая, пожалуй, и в этой тройке зарекомендовала себя как очевидный лидер.

...Кто из мальчишек, бредивших в детстве романтикой и приключениями, не зачитывался романом Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой»? Отважный, покрытый тайной мореплаватель капитан Немо бороздил океанские просторы на подводной лодке, названной им, как и известная плавающая раковина-моллюск, — «Наутилус».

Так, в свое время Андрей Макаревич вместе со своими школьными друзьями тоже взял в название ансамбля фантастический роман Герберта Уэллса «Машина времени».

Открытый разговор о проблемах, волнующих сейчас молодежь, пытается вести и свердловский- «Наутилус». В его составе - молодые архитекторы. Есть достаточна примеров, когда именно люди этой профессии уходят в музыку: назовем лишь английский ансамбль «Пинк Флойд» или Алексея Козлова из «Арсенала». Впрочем, большой загадки здесь нет — всем известно, что архитектура — это застывшая музыка.

Наутилус
На сцене свердловского рок-клуба выступает "Наутилус" - Вячеслав Бутусов (слева) и Дмитрий Умецкий.
Фото И.Повысоцкого

 

Возможности диалога
Первые шаги рок-клуба
О.Щербинина


Недавно в Свердловске создан рок-клуб, куда вошли музыканты-любители. До сих пор они творили «келейно», без четких художественных критериев и выхода «на публику». Новое любительское объединение при межсоюзном Доме Самодеятельного творчества предполагает Дискуссии, концерты, консультации специалистов, встречи с музыкантами -других жанров. А цель одна: повысить идейно-художественный уровень программ. Пока картина довольно пестрая. Это показало первое прослушивание 20 любительских рок-групп, которое проходило в ДК имени Свердлова.

На днях подведены итоги этого смотра. В составе художественного совета был композитор Сергей СИРОТИН. С ним — короткое интервью.

— Так что же показал смотр?
— Мы ставили задачу посмотреть, каковы возможности музыкантов-любителей. Прослушивание сыграло роль «мелкого сита», через которое старались отделить «зерна» от «плевел».

«Плевел», немало: рок-клуб делает только первые шаги. А если говорить о «зернах» — художественным советом отмечено четыре лучших коллектива. Это группы под управлением В. Бутусова, Е. Белкина, И. Скрипкаря и коллектив под названием «Чай» (руководитель В. Шахрин).

Мне больше всего понравился «Чай». Ясность мысли в его стихах, ироничность многих песен, высмеивающих приспособленчество, равнодушие, косность. Музыкальная основа песен - типичные роковые формулы, простые и эффектные. Интересно сценическое решение — зрелищное, раскованное, с юмором. Помнится, например, такая деталь: чайник посреди сцены, из которого по очереди «остужаются» «раскаленные» музыканты.

— Рок-программы — это всегда больше, чем музыка. Это яркие представлен имя со своей эстетикой, стилистикой, метафорическим языком...
— Да, и «Чай», мне кажется, выгодно отличается в этом смысле.

У ряда других коллективов излишняя эксцентричность в оформлении выглядит агрессивной, нетерпимой по отношению ко всякой иной эстетике.

То же касается и текстов песен. О них стоит говорить особо. Их, как и музыку, пишут сами исполнители. В лучших песнях видна попытка обратиться к духовному миру современного молодого человека, который ищет «философский камень», пытается определись свое место в жизни. Такова заявка. К сожалению, далеко не всегда она реализована. Социальная незрелость, инфантилизм иных программ бьет в глаза, «символический туман» нередко скрывает отсутствие мысли. Художественный уровень некоторых выступлений оказался весьма слабым.

— Значит ли это, что стоит отказаться от начинания? Ведь все еще немало спорят о рок-музыке и кое-кто отрицает ее...

— На съезде композиторов СССР прозвучала точная реплика: «Пока мы гадаем, законнорожденный наш ребенок или нет, он, глядишь, уже пошел в школу».

Рок-музыка — реальность, и давайте посмотрим ей в глаза.

В этом смысле создание областного рок-клуба очень своевременно. Члены рок-клуба — студенты, молодые рабочие, ученые, архитекторы, в основном музыканты-любители. Клуб даст им возможность поговорить о том, что истинно и что ложно, где искусство, а где пока только претензии. Клуб даст возможность диалога, а это очень важно.

В те времена группа "ЧАЙФ" была просто "ЧАЙ"

 

«КОГДА УМОЛКНУТ ВСЕ ПЕСНИ, КОТОРЫХ Я НЕ ЗНАЮ...»

Работа молодежной редакции Свердловского телевидения давно вызывает у многих «легкое недоумение». Но вот начало 1987 года: «Горячие телефоны»,-дебаты о новых формах работы, разговоры по душам о том, какими хотят видеть зрители молодежные программы Свердловского ТВ.

Многие замерли в ожидании: неужели наше ТВ перестанет нагонять сон? Перестало. Теперь нагоняет смех. Особенно развеселила «почтеннейшую публику», передача . «В ритме спора» от 29 августа.

Сей ученый спор двух достойнейших ведущих выглядел как вариант экранизации одной из миниатюр М. Жванецкого: «Давайте, спорить о картинах, которых мы не видели, как удался фестиваль, где нас не было...»

Сказывается, совсем недавно (месяца три назад) в Свердловске (не в Каннах) прошел такой фестиваль. Из этого фестиваля зрителю показали три отрывочка секунд по 30 из выступлений групп «Сфинкс», «Трек» и «Телевизор». О том, что на фестивале выступал «Наутилус помпилиус», нам рассказал социолог из Таллина (?!).

Правда, в передаче «В ритме спора» прозвучало гневное осуждение отвратительной аппаратуры Свердловского рок-клуба, которое не позволило показать наши группы. Но даже совсем глупому зрителю было понятно, что выступление очень интересных групп «Рондо» и «Браво», - которыми его кормят уже полгода, были сняты не на фестивале.

Группа «Чай-Ф» подняла зал в середине программы. На программе «Телевизора» после второй композиции зал встал, и больше не садился. На концерте «Трека» и «Наутилуса» зрителями были заняты все проходы.

Первая же композиция «Трека» подняла зал. На программе «Наутилуса» зал встал, как только поднялся занавес...

Наверное, пора знакомить зрителей с группами нашего рок-клуба и тогда, действительно, будет возможно какое-то обсуждение, какой-то «ритм спора».
Доколе?...

Свердловск А. ЯЧМЕНЕВ.

ИЩЕМ ПОВОД ДЛЯ СПОРА?

На это письмо мы попросили ответить ведущих музыкальной программы «В ритме спора» Григория Гилевича и Дмитрия Наумова.

Гилевич. Ну что ж, очень хочется ответить на письмо в духе передачи — «в ритме спора». Тем более, что наш ехидный зритель, наверное, полагает, будто программу эту готовят люди совеем уж темные, неповоротливые и нацеленные Лишь на то, как бы еще насолить этой «так называемой молодежной музыке».

Наумов. И обидно, и несправедливо, когда в тебе вдруг видят чуть ли не врага того, к чему сам испытываешь совершенно искренний интерес, чем увлечен по-настоящему. А о том, что передача далека от совершенства, нам известно еще лучше других...

Гилевич. Мы, «два достойнейших ведущих» вместе с режиссером молодежной редакции Игорем Маркиным на свой счет не очень обольщаемся, но спорить с телезрителем не станем совсем не поэтому.

Хочешь, чтобы передача стала лучше — разберись, оцени, подскажи. А в этом письме претензии с каким-то потребительским уклоном: почему, мол, меня культурно не обслуживают?!.

Наумов. Ну, не будем так резко. Ищем повод Для спора?

Гилевич. Их и так более чем достаточно.

Наумов. Наверное, все-таки лучше сообща найти путь к решению — тем более, что по сути кое в чем автор письма прав.

Гилевич. Это так. Вовсе не хочется оправдываться и перечислять «объективные причины», но их на каждый выпуск передачи в самом деле приходится немало, в том числе и совсем не творческого характера. А что, разве автор письма впервые слышит о том, что популярная музыка сегодня — предмет серьезных разногласий на самых разных уровнях? И естественно, музыка для эфира «просеивается» довольно строго. Вот недавно в интервью «Литературной газете» заместитель председателя Гостелерадио СССР В. Попов верно заметил, что ЦТ упрекали в засилье рок-музыки, а засилья-то никакого и не было. Вообще нет и не было этого музыкального жанра в телеэфире.

Наумов. Здесь, как у того же Михаила Жванецкого: «Те, кто знают все, при встрече молча обнимаются и разбегаются в разные стороны, смахнув слезу».

Гилевич. Что же до фестиваля, то здесь все просто. Условий для телевизионной записи там не было вообще никаких — ни организационных, ни технических, ни творческих. Так что молодежная редакция делала все это на свой страх и риск. Как говорится, хотели как лучше...

Наумов. Споров и по поводу отснятого материала было много. И решили так: лучше показать хоть что-то, чем совсем ничего. Иначе о чем спор? Может, и не стоило этого делать...

Bо всяком случае, пока организации - учредители Свердловского рок-клуба не решат вопрос с аппаратурой, о какой записи на ТВ может идти речь?

Гилевич. И вот еще что. Телевидение — не прокатный пункт, есть у него право и на определенную позицию, и на собственное мнение. И право руководствоваться своими критериями в выборе музыки, а не только тем, что «зал встал и больше не садился».

Наумов. Такие концерты — вообще совершенно особенное зрелище. Не хотелось бы прослыть брюзгами и ретроградами, но поведение «фанов», для которых главное не музыка, вряд ли стоит таких восторженных оценок. Но, наверное, это тема для отдельного разговора — может, он и состоится.

Гилевич. Конкретно по «Наутилусу»., Во-первых, по Свердловскому телевидению он выступал. А во-вторых, на наш взгляд, группа слишком серьезна и своеобразна, чтобы делать о ней просто «ознакомительную» передачу. От этого не будет пользы ни зрителям, ни музыкантам. Может, поэтому они и сами не очень стремятся к телевизионной популярности. Нужно соответствующее образу и стилю их музыки телевизионное решение, оригинальный ход. Кстати, может быть, как раз в этом кто-то из зрителей поможет? Нужны идеи.

Наумов. Собственно, наладится «обратная связь» или нет, от этого зависит, будет или нет и наша передача. Только давайте все-таки учиться спорить вместе, на равных.

 

Песни на арене
В.Овсов
Фото И.Подвысоцкий

В одной из последних подборок «Музыкальной студии» мы дали анонс о том, что на арене Свердловского цирка 24 января пройдет фестиваль молодежной музыки «Время и мы», «обещающий стать ярким и интересным зрелищем», по городу "были расклеены многочисленные афиши, приглашающие на праздник всех желающих... Но об этом несколько позже.

И вот первый в своем роде фестиваль состоялся. Другой вопрос, состоялся ли он как зрелище? На красочно оформленную арену, возле которой установили впечатляющую лестницу с бегущими огнями-мигалками, выходили, сменяя друг друга, ансамбли политической песни «Баллада», «Аванте», «Смена».

Смогли познакомиться в этот вечер зрители с исполнителями самодеятельной песни: Р. Абельской, Л. Ваксманом и ансамблем «Леда», с джазовым трио филармонии, с ВИА «Три цвета времени», с эстрадным камерным хором и с фольклорным ансамблем Дворца культуры Уралмашзавода.

И, наверное, наиболее привлекли зрителей «два представителя свердловского рок-клуба — группы «Сфинкс» и «Каталог». Последняя группа, пожалуй, оставила, в этот вечер самое интересное впечатление. Ее стиль вряд ли поддается какому-то четкому определению. Но тем но менее, «Каталог» уверенно подтвердил свое положение одного из лидеров нашего рок-клуба.

Да и каждый сам по себе исполнитель или коллектив, выступавший на фестивале, старался показать лучшее и выглядел весьма привлекательно, но в целом сложилось впечатление какого-то механического, нетворческого соединения всех под одной «гребенкой». И здесь уже надо, говорить о торопливости и непродуманности режиссуры.

Саму идею фестиваля можно только приветствовать, тем более что денежные средства от билетов поступят в фонд операции «Коммунары». А вот все собранные на нем коллективы так и не составили какой-то целостной завершенной картины. Настоящего зрелища не получилось.

Хотелось бы сказать еще вот о чем. Перед цирком в этот вечер было множество желающих попасть на фестиваль и, конечно, спрашивали лишние билетики. В анонсе, помещенном нашей газетой, на Городских афишах, говорилось что, билеты можно приобрести в кассе цирка.

Мы получили несколько писем, в которых наши читатели писали о безуспешных попытках купить в кассе билет. Да были ли они вообще?

Как сообщили редакции в обкоме, комсомола, билеты, в основном, распространялись через райкомы ВЛКСМ. Но нас заверили, что в свободную продажу билеты тоже все-таки поступили. Правда, в микроскопическом количестве, которого, конечно, оказалось недостаточно для такого большого города, как Свердловск.

Это тем более досадно, что в цирке с этой организационной неразберихой были и свободные места. Так что единственное, что можно сказать и утешение не попавшим в тот вечер на фестиваль: скоро он будет показан по Свердловскому телевидению.

Каталог
выступает группа «Каталог».

 

НА СЦЕНЕ- «ФЛАГ»
Е.Станкевич

Во Дворце культуры имени 60-летия Октября прошли выступления двух коллективов — свердловского рок-клуба «Флаг» и «Отражение». С творчеством «Флага», до сих пор большинство любителей музыки были знакомы только по магнитофонным записям.

Возможно, не всем нравятся жесткие, грубоватые ритмы хард-рока, но социальная направленность текстов не может оставить равнодушным. Музыку, как и тексты, пишут сами ребята.

Средства, вырученные от концертов, прошедших при Переполненном зале, оба коллектива перечислили в фонд акции «Коммунары».

Остается добавить, что «Флаг» вместе с двумя свердловскими группами «Коктейль» и «Отражение» приглашены в Казань для участия в рок-фестивале «Музыка и мы», который посвящен XX съезду ВЛКСМ.

Флаг
На снимке С.Курзанов, солист группы "Флаг".

 



10.12.2005
1723@1723.ru

made in yekaterinburg
Rambler's Top100 Яндекс цитирования