: Начало : Снимаем : Читаем : Анализируем : Думаем : Смеёмся : Топонимика : ЖК : МЫ : : Форум : Гостевая : О сайте :
 

посмотреть все статьи

Ильдар Зиганшин: свердловский фотодневник

Елена Соловьёва. Фото Даниэлы Верцбергер (цветные)
Статья опубликована в газете "Город Е " № 9 (59), 11 марта 2005 года

Фотограф и дизайнер Ильдар Зиганшин известен всей стране тем, что оформлял лучшие альбомы уральских рок-звёзд: «Наутилуса», «Агаты Кристи», «ЧАЙФа», «Насти». Многие из его работ до сих пор украшают переизданные компакт-диски. А в Екатеринбурге он море других интересных вещей понаделал.

Стараясь застать жизнь врасплох, «такой, какая она есть», без грима официоза и постановочной фальши, Ильдар Зиганшин снимал в нашем городе газетные ящики, плафоны в лифтах, первых рокеров и просто странные места. Коллекция артефактов получилась уникальная, и про архив Ильдара ходят легенды. «Но, - говорит он, - давай не будем зацикливаться на Бутусове и «Hay». Это далеко не все, что случилось со мной в этом городе. Начни с дома моего детства по ул. Мира, 38. Там, где сейчас магазин «Уралобувь». Он один такой в городе, по второму этажу его опоясывает длинный балкон, на который выходят несколько квартир. На балконе мы играли в футбол, здесь я научился кататься на велосипеде. А поскольку родился я в 1961 году, когда полетел в космос Гагарин, то у меня всегда было ощущение, что взлетел он буквально с соседнего двора. Во дворе же я сделал свои первые снимки, лет в десять, «Сменой-6». И когда проявил, меня совершенно потрясло, что через фотографию можно возвратиться в то состояние, где ты когда-то был. С тех пор фотография меня не отпускала».

Зиганшин
Мира, 38. Двор, где Ильдар сделал первые фотографии и научился ездить на велосипеде по балкону.

Архитектор Бутусов шутит

И.З.: «Во рту у Славы крышка от фотоаппарата, а за спиной - кусок моего дипломного проекта «Предприятие на солнечной энергии». Мы защищались в 1984 году, он учился на градостроительстве, я на промархитектуре АрХА.
А познакомились еще на подготовительных курсах в 1978-м. Рисовали «мальчика в повязке». Кто уж как мог.
Вдруг я вижу человека, который один с фотографической точностью рисует то, что перед ним.
Академически поставленная рука, отличный штрих. Славка на курсе стал лучшим графиком. А тогда мы просто разговорились, про музыку в том числе: «Пинк Флойд», «Цеппелины». Но меня помимо музыки интересовало еще, как эти заграничные пласты оформлены. На обложках - совершенно уникальный видеоряд, не соотносящийся с теми лозунгами и формами, которые тогда пронизывали социальное пространство Свердловска и страны, - просто капли иного воздуха какие-то».

Бутусов

Как Зиганшин «наутилусов» душил

И.З.: «Это ребята возле студенческого клуба АрХА, на Толмачева, 24. Вообще в те годы в институте существовало два «убежища» для неформальной жизни: студенческий клуб и «редакционное гнездо» газеты «Архитектор». Мы выпускали ее, кажется, раз в месяц, на больших планшетах. В основном писали про искусство. Доставали из каких-то гэдээровских журналов и книг перепечатки про Малевича, например. А в клубе была база агитбригады, которая к 1984 году начала перетекать в состав «наутилусов». Здесь в 1986 году они записали «Разлуку», свели, вышли покурить, и вот тут на крылечке я осознал, что произошло Нечто. Обложку для их альбома я здесь же делал. Уложил ребят на пол, намочил в ведре простыню, на них набросил, получилась такая отличная фактура. Сам влез на стул, снимаю. А я дублей-то много делал, смотрю, ребята у меня как-то нехорошо зашевелились. Потом вылезли, говорят: слушай, чуть не задушил, сам попробуй через мокрую простыню дышать».


Толмачева, 24. Комаров, Бутусов, Умецкий сразу после записи альбома «Разлука» на крыльце
студенческого клуба АрХА. 1986 г.

Нечлен корпорации

И.З.: «Это я на балконе Ленина, 52 {корпус 3а). С ребятами развлекались. Здесь располагалась Союзстройконструкция, где я работал с 1987-го по 1989-й в конструкторско-художественном отделе. Безумное это было дело- архитектура при социализме. Но здесь мне удалось немного отдышаться - атмосфера коллектива располагала. Я честно трубил на контору, но параллельно занимался креативной фотографией и поворачивал в сторону графического дизайна. Уже появились кооперативы и ощущение перемен. Веселое время. Работая здесь, я сделал логотип группе «ЧАЙФ» к их первому виниловому альбому «Не беда», который собралась выпустить фирма «Мелодия». Здесь же были оформлены пластинки многих других групп. Частично сессии Насти Полевой тут проходили и «Агаты Кристи». Хотя места вокруг абсолютно социалистические, но выбирать не из чего было особенно. Фон для, съемки-либо рыжая штукатурка, либо кирпич силикатный или панельные хрущёвки. Земля - и одно и то же
серое состояние. Только сейчас появляется какая-то архитектура. В чем, я думаю, большая заслуга выпускников АрХА, которые, регулярно впрыскиваясь в этот город, постепенно его преображают. А отдел у нас был совершенно семейный, домашний, со многими общаюсь до сих пор. Хотя я быстро понял, что мне тяжело работать, когда результаты моего труда зависят от многих людей в цепочке, и уволился. Я не человек корпорации. Привык отвечать за себя сам. С тех пор работаю только по контрактам с издательствами и крупными фирмами».




И.З.: «Фотка сделана перед самым первым концертом «Наутилуса» в ДК автомобилистов»
(Ныне - Свято-Троицкий кафедральный собор). 1983 г.


И.З.: «Рокеров я сейчас снимаю все реже, чаще- разрабатываю фирменный дизайн крупным компаниям».

«Агата Кристи». Музыка времени

И.З.: «Во дворах Ленина, 52 была сделана первая фотосессия для альбома «Агаты Кристи» «Коварство и любовь». Сознаюсь, что согласился я на это с неохотой, потому что обычно не берусь оформлять материал, которому не могу сопереживать. И этот альбом мне показался тогда опереточным. Но их продюсер Лена Чистова меня уговорила.
Я не пожалел. Второй их альбом «Декаданс» мне жутко понравился. Я люблю музыку, которая совпадает со своим временем, по которой можно восстанавливать его дыхание, Еще я оформлял для них два альбома -«Декаданс» и «Позорная звезда», потом они уехали в Москву. Вообще мне кажется, что как только происходит покупка группы и начинаются товарно-денежные отношения в каком-то социальном пространстве, то что-то из музыки уходит.
И все уже не так пронзительно».

Агата Кристи
1987 год

«Переезд» на Каменном мосту

И.З.: «Когда «наутилусы» записали свой второй альбом «Переезд», мы пошли делать фотки для оформления «катушек» во двор того дома, где сейчас ресторан «Пекин», - на Малышева, около Каменного моста на Исети. Когда я делал обложки, всегда пытался передать в одной картинке всю текстовую и музыкальную насыщенность альбома. Для меня идеальная обложка та, на которую можно смотреть в любой момент проигрывания альбома и понимать: да, она созвучна музыке».


Умецкий, Зарубин, Саднов и Бутусов перед Каменным мостом. Из фотосессии к обложке «Переезда»!. 1984 г.






05.03.2006
 
     
- made in yekaterinburg - 2003 - 2006 -
Связь с администратором сайта admin@1723.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования