|
||||
Ильдар Зиганшин: свердловский фотодневник Фотограф и дизайнер Ильдар Зиганшин известен всей стране тем, что оформлял лучшие альбомы уральских рок-звёзд: «Наутилуса», «Агаты Кристи», «ЧАЙФа», «Насти». Многие из его работ до сих пор украшают переизданные компакт-диски. А в Екатеринбурге он море других интересных вещей понаделал. Мира, 38. Двор, где Ильдар сделал первые фотографии и научился ездить на велосипеде по балкону. Архитектор Бутусов шутит И.З.: «Во рту у Славы крышка от фотоаппарата, а за спиной - кусок моего дипломного проекта «Предприятие на солнечной энергии». Мы защищались в 1984 году, он учился на градостроительстве, я на промархитектуре АрХА.А познакомились еще на подготовительных курсах в 1978-м. Рисовали «мальчика в повязке». Кто уж как мог. Вдруг я вижу человека, который один с фотографической точностью рисует то, что перед ним. Академически поставленная рука, отличный штрих. Славка на курсе стал лучшим графиком. А тогда мы просто разговорились, про музыку в том числе: «Пинк Флойд», «Цеппелины». Но меня помимо музыки интересовало еще, как эти заграничные пласты оформлены. На обложках - совершенно уникальный видеоряд, не соотносящийся с теми лозунгами и формами, которые тогда пронизывали социальное пространство Свердловска и страны, - просто капли иного воздуха какие-то». Как Зиганшин «наутилусов» душил И.З.: «Это ребята возле студенческого клуба АрХА, на Толмачева, 24. Вообще в те годы в институте существовало два «убежища» для неформальной жизни: студенческий клуб и «редакционное гнездо» газеты «Архитектор». Мы выпускали ее, кажется, раз в месяц, на больших планшетах. В основном писали про искусство. Доставали из каких-то гэдээровских журналов и книг перепечатки про Малевича, например. А в клубе была база агитбригады, которая к 1984 году начала перетекать в состав «наутилусов». Здесь в 1986 году они записали «Разлуку», свели, вышли покурить, и вот тут на крылечке я осознал, что произошло Нечто. Обложку для их альбома я здесь же делал. Уложил ребят на пол, намочил в ведре простыню, на них набросил, получилась такая отличная фактура. Сам влез на стул, снимаю. А я дублей-то много делал, смотрю, ребята у меня как-то нехорошо зашевелились. Потом вылезли, говорят: слушай, чуть не задушил, сам попробуй через мокрую простыню дышать». Толмачева, 24. Комаров, Бутусов, Умецкий сразу после записи альбома «Разлука» на крыльце студенческого клуба АрХА. 1986 г. Нечлен корпорации И.З.: «Это я на балконе Ленина, 52 {корпус 3а). С ребятами развлекались. Здесь располагалась Союзстройконструкция, где я работал с 1987-го по 1989-й в конструкторско-художественном отделе. Безумное это было дело- архитектура при социализме. Но здесь мне удалось немного отдышаться - атмосфера коллектива располагала. Я честно трубил на контору, но параллельно занимался креативной фотографией и поворачивал в сторону графического дизайна. Уже появились кооперативы и ощущение перемен. Веселое время. Работая здесь, я сделал логотип группе «ЧАЙФ» к их первому виниловому альбому «Не беда», который собралась выпустить фирма «Мелодия». Здесь же были оформлены пластинки многих других групп. Частично сессии Насти Полевой тут проходили и «Агаты Кристи». Хотя места вокруг абсолютно социалистические, но выбирать не из чего было особенно. Фон для, съемки-либо рыжая штукатурка, либо кирпич силикатный или панельные хрущёвки. Земля - и одно и то же И.З.: «Фотка сделана перед самым первым концертом «Наутилуса» в ДК автомобилистов» (Ныне - Свято-Троицкий кафедральный собор). 1983 г. И.З.: «Рокеров я сейчас снимаю все реже, чаще- разрабатываю фирменный дизайн крупным компаниям». «Агата Кристи». Музыка времени И.З.: «Во дворах Ленина, 52 была сделана первая фотосессия для альбома «Агаты Кристи» «Коварство и любовь». Сознаюсь, что согласился я на это с неохотой, потому что обычно не берусь оформлять материал, которому не могу сопереживать. И этот альбом мне показался тогда опереточным. Но их продюсер Лена Чистова меня уговорила.Я не пожалел. Второй их альбом «Декаданс» мне жутко понравился. Я люблю музыку, которая совпадает со своим временем, по которой можно восстанавливать его дыхание, Еще я оформлял для них два альбома -«Декаданс» и «Позорная звезда», потом они уехали в Москву. Вообще мне кажется, что как только происходит покупка группы и начинаются товарно-денежные отношения в каком-то социальном пространстве, то что-то из музыки уходит. И все уже не так пронзительно». 1987 год «Переезд» на Каменном мосту Умецкий, Зарубин, Саднов и Бутусов перед Каменным мостом. Из фотосессии к обложке «Переезда»!. 1984 г. |
||||