|
||||
"Шведские" - лучше шведских У одного моего знакомого редкая коллекция: свыше 30 тысяч разнообразных спичечных этикеток. Есть и заморские. Однако с особым почтением он показывает выцветший коробок, на лицевой стороне которого – среди львов и медалей - красуется надпись: спичечное акционерное общество «Василий Логинов». Слово «спички» - исконно русское, от спицы-лучины для горения. Но изобрели их не у нас. Существует несколько версий, аж от древнего Китая. А за европейский след изобретения спорят Германия, Англия, Франция... В 1832 году германский инженер И.Ф. Каммерер сидел в тюрьме по политическим мотивам, и там, пользуясь благосклонностью начальства, занимался химическими опытами. Он и изобрел «макушки» с фосфорными головками. Загорались они просто от трения об стенку, сапоги, одежду, даже друг о дружку, что было опасно. В1833 году появилась первая фабрика спичек в Вене. В 1837 году - в Петербурге, потом и в других городах России. Однако, в 1848-м царь Николай I ограничил их производство и продажу, поскольку «поджигатели весьма часто совершали свое преступление посредством спичек». Привилегия осталась только за столицей. Но технология сернофосфорных «серянок» уже не представляла секрета, и началось их «подпольное» производство. Особо выделялись вятские кустари. Один из вятских «парней хватских» - Василий Логинов - работал по малярному делу в Екатеринбурге и занимался еще извозным промыслом и продажей разных товаров. Существенную прибыль давали спички: покупал их у братьев Ворожцовых в Вятской губернии, перевозил, пряча в овсе, и тайно сбывал в Екатеринбурге. Потом, когда запрет отменили, Василий Логинов сманил сюда из Вятки спичечного мастера Якова Логинова (двоюродного брата), арендовал в версте от города по Московскому тракту старую кузницу и открыл свою фабрику (1867 г.). В первый же год продукция составила около 4 тысяч ящиков спичек. Были и конкуренты: тоже вятский М. Ворожцов, местный Е. Зырянов, А. Бетев из Кушвы, Белоносов из Сысерти. О фирме последнего есть упоминание у П.П. Бажова: «производство разбросано по домам: соломку строгают, коробки клеят, зажигательную смесь мажут. В отдельном сарае изготовляют головки, сушат, пакуют. Труд, кажется, легкий, работали женщины и дети, но раствор фосфора разрушал зубы, челюсти, кости... Работа хуже огненной, в 25-30 лет - инвалиды...» Логинов же вскоре построил цеха, поставил станки и машины. Выпуск продукции вырос до 30 тысяч ящиков в год. А с 1887 года перешел на шведские (безопасные) спички. Первые 300 ящиков привез на Сибирско-Уральскую научно-промышленную выставку и получил бронзовую медаль. Да и как не дать: из спичечных коробков была «выложена» целая «фабрика» (ее внешний вид), зрители восхищались. К тому же у всех на слуху тогда был рассказ Антона Чехова «Шведская спичка»: «К моим услугам шведская спичка, употребления которой еще не знают здешние крестьяне. Употребляют этакие спички только помещики, и то не все...» А тут на Урале, пожалуйста, для всех. За год Логинов выпустил три миллиона коробков спичек, по пяти алтын за пару (алтын - три копейки). Дело пошло. И конкуренты пошли на мировую, предложили объединиться. Создали «Акционерное общество спичечных фабрик Ворожцова и Логинова». Логиновскую фабрику перевели на паровую силу. Теперь в ней работали лесопильня, щепальная, соломо-ленторубильные, соломо-коробочно-сушильные, соломо-сортировочные, намазочные, краскотерочные, коробочно-клейные аппараты и механизмы - всего около 90. Освещение - электрическое, от собственной динамомашины. При фабрике - приемный покой, доктор, фельдшер и комнаты для чайной и библиотеки. Рабочих - около 500 человек. Производительность - до 100 тысяч ящиков (в каждом 1000 коробков) или 6,5 миллиарда шведских спичек в год. Но личные денежные дела партнера - Ворожцова - вскоре пошатнулись, и он вышел из состава директоров общества. Его заменил Степан Логинов, сын Василия. К началу XX века в России было уже 130 спичечных фабрик, но Золотую медаль и Почетный крест на международной выставке 1905 года в Брюсселе присудили фирме «Василий Логинов». Она оставила позади и шведов. А до этого были награды в Нижнем Новгороде, Париже, Антверпене. В эмблеме (торговой марке) фирмы появляется орел, несущий в когтях коробок спичек. Была и обратная сторона «медалей»: чтобы держать производство на европейском уровне, хозяин добавил один час работы на фабрике (получалось с 5 утра и до 6 вечера) без повышения заработной платы. Рабочие попробовали бастовать (целую неделю), но в конце концов пришлось смириться. В 1906 году Логиновы открывают еще одну фабрику - в Тюмени, с самым современным оборудованием и, главное, поближе к сырью (нужен осиновый лес). Купили вверх по реке несколько лесных участков и бревна сплавляли прямо к фабрике. А готовую продукцию - по железной дороге - в Сибирь. Постепенно сюда переходит все производство спичек. Наладили и изготовление упаковочных ящиков из фанеры - для кондитерских и чайных фирм России и заграницы (Бухара, Китай). В 1907 году от сердечной болезни умирает Василий Иванович. При выносе тела раздался фабричный гудок, прощальный. Отпевали в Иоанно-Предтеченской церкви (это рядом с фабрикой), ограда и главные ворота которой были когда-то «пожертвованы» самим усопшим. И молодой Логинов числился в меценатах: церковный староста, член попечительского совета торговой школы, один из руководителей Екатеринбургского общества велосипедистов и любителей физического развития. Сам спортсмен и... фотолюбитель, выпустил даже каталог своих снимков - 444 вида, в том числе - «велосипедные сцены». Степан Васильевич становится единоначальником на фирме (помощниками назначает старого служащего Копылова А.В. и двух его сыновей). Берется и за новое дело: в 1911 году открывает фабрику бумажных гильз для папирос (предварительно скупив пять мелких фабрик), устанавливает на ней 13 специальных машин, выдающих каждая по 5 тысяч гильз в день. Организует и производство особо качественной фанеры - для модной «венской» мебели и... сидений унитазов. Перекупает и дома, сдает их в аренду. Входит в партнерство с московскими химиками, берлинскими машиностроителями. Поощряет местных рационализаторов, да и сам не чужд изобретательской жилки: патентует сушильный аппарат «Россия». Организует Сибирский картель спичечных фабрикантов, избирается в Совет «Русского общества спичечной торговли» (ведь он купец второй гильдии). Вспыхнувшая мировая война 1914 года несколько поколебала стабильность акционерного общества «Спички Логинова». Пришлось обратить взгляды на Восток. И Временное правительство (после Февральской революции) обещало помочь главному спичечнику Урала. Октябрьский переворот его вначале не задел, общее собрание рабочих фабрики (пришло 250 человек) приняло отвлеченную резолюцию: «Требуем немедленно арестовать местных мукомолов Макарова и Первушина» - видно, невтерпеж было тогда с хлебом... Но в июне1918года Советы национализировали и спичечное производство. Через месяц пришли белые и вернули фабрики хозяевам. Логинов было снова загорелся, даже стал строить театр для фабричных, зал на 600 мест, библиотеку, но - скоропостижно скончался (в 54 года). Первый спектакль на новой сцене играли уже без него 17 мая 1919 года, память СВ. Логинова почтили вставанием. Наследники (три сына и три дочери) не успели подключиться к делу: через пару месяцев город взяли снова красные. При советской власти предприятие переименовали в «Факел», но он быстро «потух». Снова появились вятские «челноки» и торговля вразнос. Какое-то время о былом напоминало название улицы - Спичечников, но в 30-е годы она стала имени Пирогова, хирурга. Цеха и дома хозяев (ул. Репина, 20) все еще используются: какой-то завод и мебельная фирма. Занимаясь Логиновыми, я наткнулся - среди своих знакомых! - на родственников Якова Логинова, того самого, что приехал сюда первым мастером к Василию Логинову. У них нашелся портрет и главного Логинова. А в 1995 году в Екатеринбург привезли - из Австралии! - книгу «Ял-Мал» Василия Логинова-внука (издание 1929 года, Харбин). В ней есть рассказ, посвященный памяти отца. «Не деньги важны. Важно, чтобы все кипело и горело, чтоб дело делалось, строились новые здания, новые фабрики, и новые люди занялись работой. Он - не кулак, не купец, он - творец», - так характеризовал он отца, а вместе с ним и всю логиновскую династию.
|
||||