: Начало : Снимаем : Читаем : Анализируем : Думаем : Смеёмся : Топонимика : ЖК : МЫ : : Форум : Гостевая : О сайте :
 

посмотреть все статьи

Вечерних улиц романтичный свет

Леонид Смирнов
Статья опубликована в журнале "Новый Град", №3, 2003г.

С каждым годом искусственное освещение приобретает все большее значение в жизни современного города: в его архитектуре, благоустройстве скверов и парковых зон, в различных видах визуальных коммуникаций, в освещении многоуровневых автомобильных развязок, улиц и площадей, водных акваторий и открытых спортивных сооружений. И это вполне объяснимо. Ведь сила воздействия вечернего облика города на человека достаточно велика, к тому же качественное освещение позволяет комфортно чувствовать себя в темное время суток.

Почти пять лет прошло с прошлого юбилея города - его 275-летия, когда впервые была заложена основа художественного светового оформления областного центра в вечернее время.

За эти годы Екатеринбург - столица Урала - значительно преобразился. Улучшилось качество освещения городских пространств, появилось немало построек с запоминающейся архитектурно-художественной подсветкой, на многих зданиях смонтированы новые рекламные установки со светодинамическими эффектами, привлекающие внимание горожан; разнообразнее, ярче, выразительнее стало ночное оформление витрин крупных магазинов, бутиков, торговых центров и т. п. В этом заслуга архитекторов, светодизайнеров, художников по рекламе и других специалистов, смело берущих на вооружение современные технологии. Световая палитра города за эти годы стала разнообразнее, живее и более привлекательной. У Екатеринбурга постепенно вырисовывается его второе лицо - вечернее.

Новый качественный этап в световом оформлении города начался в 1997 г., когда вышло постановление главы города А. М. Чернецкого «О реализации проекта подсветки зданий в вечернее время». Функции генпроектировщика по разработке эскизных и технических решений первоочередных объектов были возложены на Уральскую государственную архитектурно-художественную академию (УралГАХА), имеющую специалистов и опыт разработки проектов по световой архитектуре.

В течение полугода академия разработала более десятка эскизных проектов. Среди них дизайн-проекты архитектурной подсветки гостиницы «Екатеринбург-Центральный», управления Свердловской железной дороги, муниципального предприятия «Рубин», Театра юного зрителя, Гидрометеоцентра и других.

Реализацией этих проектов занималось еще несколько организаций. Однако из-за недостаточного финансирования, отсутствия опыта и по другим причинам не все дизайн-проекты подсветки были осуществлены полностью, некоторые выполнены с отступлением от проектов и первоначального художественного замысла. Но тем не менее к 275-летнему юбилею Екатеринбурга фасады почти всех намеченных первоочередных объектов имели подсветку. Это были первые пробные шаги к дальнейшей реализации светового оформления уральской столицы. Световой облик города многогранен, вызывает у каждого человека разные ассоциации, его невозможно описать однозначно, его нужно видеть!

Когда на Екатеринбург опускаются сумерки, то мириады разноцветных огней вспыхивают на его улицах, формируя новое лицо, придавая неповторимый ночной облик, отличающийся от привычного нам дневного.

Искусственный свет размывает сине-фиолетовые цвета ночи и одновременно сдвигает заведенные миллионы лет назад биологические часы жителей мегаполиса, продлевая время их досуга и отдыха иногда до рассвета.

Полноценно ощутить вечерний образ Екатеринбурга, сотканный из массы разнообразных переливающихся, пульсирующих и движущихся огней, возможно, пожалуй, только издалека, например, с высоты подлета лайнера к аэропорту Кольцово после захода солнца. Из иллюминатора самолета четко читается структура города, имеющая разную цветосветовую насыщенность: хорошо видны сгустки светящейся мозаики окон зданий жилых микрорайонов; яркие золотисто-желтые нитки светильников основных магистралей пронизывают кварталы городской застройки; эффектно смотрятся передвигающиеся по улицам - артериям города - массы световых потоков, излучаемых автомобилями, из световых оазисов - досугово-развлекательных центров - простреливают низкие облака и растворяются в ночном небе мощные веерные лучи зенитных прожекторов; подмигивает ярким неоновым светом с крыш высоких зданий реклама, вертикальные цепочки красных сигнальных огоньков вычерчивают габариты высоких сооружений, и только темными пятнами смотрятся водные акватории, парки и лесопарковые зоны, контрастируя с окружающей их освещенной застройкой. Таким Екатеринбург запоминается нам с высоты птичьего полета в начале XXI века.

Каким же было освещение старого Екатеринбурга - завода-крепости? С чего начиналось освещение его улочек, плотины, заводских площадей? Обратимся ненадолго к истории города.

Первые данные об освещении его улиц относятся к 1860 году. Тогда, в так называемые «царские дни», на плотинной стене Екатеринбургского завода, на Главном проспекте и возле казенных зданий устанавливались металлические плошки с фитилями из растительных волокон, положенных в конопляное масло. Это было тусклое знаковое освещение. В 70-х годах XIX века в городе появляется новое горючее - керосин. Керосиновые лампы оказались экономичнее масляных и давали более яркое освещение. В 1876 году в Екатеринбурге насчитывалось 90 керосиновых фонарей, которые были установлены только на центральных улицах и площадях.

Следующий этап развития уличного освещения связан с постройкой в городе первой электрической станции. Вернее, это была электрическая машина. Она заработала в 1885 году во дворе кинотеатра «Колизей». В первый год освещались только сцена и зал театра, позже - территория улицы вблизи здания. Журнал «Восточное обозрение» за 1886 год писал об этом так: «Проходя по одним улицам города, можно легко попасть в канаву благодаря господствующей здесь темноте. Но едва ступишь на Театральную улицу - тебя обольет ярким светом электричества, превращающим непроглядную ночь в ясный день». Именно первое освещение улиц электрическим светом было осуществлено на «Театральном перекрестке» - перекрестке Главного и Вознесенского проспектов.

В 1887 году на территории открывшейся Сибирско-Уральской торгово-промышленной выставки появились дуговые фонари, которые освещали благоустроенные площадки центральной экспозиции. Они были подвешены на высоких декоративно оформленных опорах и как бы олицетворяли технический прогресс в области освещения. В 1891 году появилось электрическое освещение на территории Верх-Исетского завода и прилегающей к нему предзаводской площади с Успенским собором.

В 1894 году вступила в строй мощная электростанция «Луч» на Второй Береговой улице (ныне улица Гоголя). С ее вводом на Покровском и Главном проспектах были установлены электрические фонари, что позволило придать городу в темное время суток более цивилизованный облик. «Впервые гражданам города удалось любоваться электрической иллюминацией улиц», - восторгалась газета «Екатеринбургская неделя». В апреле этого же года, на Пасху, как сообщала газета «Зауральский край», «...был роскошно иллюминирован Кафедральный собор», т. е. впервые в истории города была сделана попытка подсветки здания с выразительным архитектурным обликом.

Очевидец событий становления искусственного освещения в Екатеринбурге Павел Петрович Бажов писал об этом периоде: «На перекрестках больших улиц теперь качались круглые дуговые фонари, которые давали большое светлое пятно из колеблющихся почему-то концентрических кругов. Это было не столько освещение, сколько маяк, но все же это был заметный шаг вперед против прежних керосиновых фонарей».

В 1906 году на Кафедральной площади состоялось открытие памятника императору Александру II. В вечернее время он был иллюминирован четырьмя электрическими фонарями, установленными на подиуме с четырех сторон. Опоры фонарей были чугунными, каслинского литья, с декоративной пластикой. Темпы роста городского освещения в начале XX века были незначительные. Об этом говорит статистика. В 1910 году количество уличных фонарей не превышало 60 штук, а в 1914-м их насчитывалось уже 90, что было крайне мало для города, называемого столицей Урала, и с населением в то время в 110 тысяч человек. Поэтому в начале 1914 года на обсуждение местных властей был вынесен новый интересный проект - им была предусмотрена смешанная система электрического освещения городских пространств малыми и крупными лампами. Причем малые источники света должны быть установлены вдоль улиц на столбах в шахматном порядке, большие источники - только на углах улиц и общественно значимых зданий. Такая схема помогала рационально освещать пространство улицы с двух сторон. Режим работы фонарей предусматривался трехсменный, что тоже экономило электроэнергию и деньги городской казны. К сожалению, из-за начавшейся первой мировой войны проект был реализован частично.

Интересно, что одновременно предлагались различные типы опор под фонари и несколько видов самих фонарей. Кстати, во многих странах чугунные, металлические и каменные декоративные опоры фонарей XIX - начала XX веков и сами конструкции фонарей являются частью архитектурного и исторического наследия городов и представляют большую художественную ценность. К сожалению, в Екатеринбурге с прошедших времен, похоже, даже в музеях не сохранились эти уникальные элементы городской среды.

Следующий этап развития наружного освещения связан с реализацией плана ГОЭЛРО, когда на Урале было построено несколько электростанций. К 1932 году в Свердловске уличное освещение было исключительно электрическим. Но особой иллюминации на улицах в течение года не было, а осуществлялась она только к пролетарским праздникам.

Однако, по отзывам старожилов и краеведов, декоративная подсветка в довоенные годы постоянной в вечернее время была на здании ипподрома, что располагался на ВИЗ-бульваре, сооружениях, павильонах и площадках ЦПКиО им. Маяковского, в саду Вайнера, в общественном парке Дворца пионеров.

Новый яркий штрих в световой палитре Свердловска появился лишь в декабре 1950 года, когда над зданием гостиницы вспыхнули неоновые буквы «Ресторан Большой Урал». Это была первая ласточка крупной газосветной рекламы на Среднем Урале. Вслед за ней появились светящиеся названия кинотеатров: «МЮД», «Совкино», «Сталь» и другие. Кстати, кинотеатр «Сталь» располагался на горке по ул. Халтурина, и его яркие неоновые буквы буквально парили в ночи над малоэтажной окружающей застройкой района. В 50-60-е годы прошлого века яркая светящаяся надпись «Сталь» хорошо просматривалась с трибун ипподрома и из окон примыкающих к нему жилых зданий по ул. Московской.

В эти годы над крышами зданий стали появляться и светящиеся политические лозунги, некоторые из них своим цветовым решением и динамикой вносили разнообразие в световой ряд вечернего освещения.

Во времена СССР в закрытом городе Свердловске вплоть до середины девяностых годов XX века вечернему облику уделялось мало внимания. Прорабатывалось только освещение зданий большого общественного значения и объектов, расположенных на так называемых «гостевых маршрутах». В эти годы архитектурная подсветка была осуществлена на таких известных зданиях, как Дворец молодежи, Дворец культуры «Урал», Дворец культуры УЗТМ, территория Исторического сквера, кинотеатр «Космос» и некоторых других. Зато интересно и разнообразно расцвечивали фасады домов различные рекламные установки. В основном они были расположены по проспекту Ленина и улицам Вайнера, К. Либкнехта, 8-го Марта. Заслуга в нестандартном, иногда неординарном оформлении надписей принадлежала специалистам ведущего в те годы предприятия «Уралторгреклама».

В последние годы осуществлена архитектурно-художественная подсветка многих жилых, общественных и производственных зданий. Характерно, что для большинства объектов применено в основном монохромное освещение. Немногие здания имеют двойное освещение теплым и белым светом прожекторов. Оно более объемное, эмоциональное и живое. Подобным художественным приемом выполнен, например, фасад здания Свердловэнерго. Невыразительный в дневное время, вечером он выглядит более привлекательным. На фасаде здания администрации Верх-Исетского района пластика ребер-пилястр подчеркнута узкими кинжальными пучками белого света, выявляя его тектонику, а массивный объем конференц-зала, находящийся вне здания, высвечен теплым светом прожекторов. Разнообразие используемых приемов, приборов и источников света позволило сформировать живописный облик Центра международной торговли и комплекса зданий Сити-Центра (бывшее здание киностудии).

А вот ландшафтному освещению специалистами по благоустройству еще уделяется недостаточно внимания, хотя Екатеринбург расположен на склоне Уральских гор и имеет ярковыраженные переходы рельефа и микрорельефа. В городе достаточно много неблагоустроенных садово-парковых зон и территорий, примыкающих к досуговым центрам, кафе, автозаправочным станциям, пойме реки Исети, поэтому специалистам есть где приложить свои знания и опыт.

Также уделяется недостаточно внимания подсветке православных храмов (их в городе - 24) и культовых сооружений других конфессий. Грамотно выполненная подсветка подобных выразительных архитектурных объектов, как показала практика освещения храмов в других городах, существенно выделяет их из окружающей застройки. Будем надеяться, что строящийся храм Во имя всех Святых, в Земле Российской просиявших, будет иметь достойный облик в темное время суток.

За последние несколько лет наметилась тенденция внедрения в ночную палитру города новых световых технологий. Это светодиодные и оптико-волоконные системы. По этим технологиям, например, сделана реклама на кафе «Бистро» (пр. Ленина, 5), информационный щит на храме Во имя святого Иннокентия Московского (пр. Ленина, 11), световая графика на главном фасаде Уралпромстройбанка (ул. Жукова), реклама магазина «Московский» и на некоторых других объектах. Основное преимущество таких технологий: снижение энергопотребления на освещение в несколько раз, возможность создания различных светоцветовых эффектов, высокий срок службы.

Почти за неполный десяток лет крупные города России совершили заметный рывок «из тьмы в свет». Особенно в этом преуспела Москва, где в 1994 году столичным правительством была принята Генеральная схема светового оформления города. Выполненные широкомасштабные светотехнические работы по созданию вечернего облика столицы пробудили интерес у специалистов в других городах России.

В Екатеринбурге, несмотря на значительный прогресс и подвижку по созданию светоцветовой среды города, в последние годы система комплексного освещения еще ждет своего воплощения. Гости города, члены зарубежных организаций отмечают, что ночное освещение еще недостаточно комфортно. Многие интересные уголки областного центра, памятники, скверы, водные акватории еще не получили должного продуманного освещения. Поэтому в канун принятия Городской думой Стратегического плана развития Екатеринбурга в его программы должны быть включены мероприятия по рациональному искусственному освещению городских пространств и застройки. Безусловно, такие программы требуют немалых затрат, однако, как показывают зарубежный и наш, российский опыт, затраты быстро окупаются за счет повышения доходов от туризма, экскурсий, рекламы, торговли, а также за счет увеличения инвестиций в городское хозяйство благодаря растущему престижу Екатеринбурга.

В ближайшее время интересными световыми доминантами, формирующими силуэт центральной части города, могут стать: Центр управления железнодорожными перевозками (улица Челюскинцев), Храм-на-Крови и Вознесенская церковь на одноименной горке, офисное 20-этажное здание на улице Красноармейской, достроенная телевизионная башня.
Год от года его вечерний и ночной облик становится привлекательнее. Это позволяет надеяться, что современное разнообразное и продуманное комплексное освещение на основе долгосрочной программы будет являться одним из инструментов для создания положительного имиджа мегаполиса, создание благоприятной для его жителей обстановки в часы досуга и отдыха, шагом к признанию Екатеринбурга «третьей столицей России».










Керосиновые фонари на Главном проспекте.






























14.06.2008

 
     
- made in yekaterinburg - 2003 - 2006 -
Связь с администратором сайта admin@1723.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования