посмотреть все статьи
Купол Храма-на-Крови
Светлана Долганова. Фото Николай Боченин
Статья опубликована в журнале "Новый Град", №3, 2003г.
Спроектированный архитектором Григорием Васильевичем Мазаевым в элегантном неовизантийском стиле, храм увенчан пятью сияющими золочеными главами, которые уже сейчас хорошо видны из разных точек города.
Зрелище это великолепно, особенно в хорошую погоду, и надо признать, что с градостроительной точки зрения храм расположен на редкость удачно. Его величественный силуэт четко рисуется на фоне Вознесенской горки и белоколонного Харитоновского дворца. Особенно удачный вид открывается со стороны Исети - это признают даже самые «непробиваемые» скептики. Можно с уверенностью сказать, что отныне в симфонию екатеринбургского архитектурного пространства вплетена еще одна неповторимая мелодия: Песнь о храме и его золотом куполе.
Нас, почти помимо воли, влечет к себе его сияние, побуждая увидеть наконец то главное, что покрывает сверкающая оболочка.
Я, во всяком случае, не смогла устоять и отправилась взглянуть на храм еще до его официального открытия, тем более что новости о ходе росписей уже будоражили екатеринбургское художественное общество.
Итак, миновав неизбежную грязь стройплощадки, поднимаюсь по шатким лестницам и оказываюсь в апсиде, где вовсю кипит работа. Вижу Ольгу Александровну Штукатурову с кистью в руке, Андрея Петровича Евладова с книжечкой сусального золота, Валерия Федоровича Бойцова, смешивающего колера, -получившие договор-подряд от художественного фонда, директором которого является Сергей Валентинович Титлинов. И над ними ласково наклоняется, возвышаясь, сияет она, Оранта, величественная и прекрасная. Над ее созданием как раз и трудится Штукатурова, слегка касаясь кистью сияющего лика Божьей Матери.
Все это так неожиданно и чудесно, что я почти теряю дар речи. И Оранта некоторое время полностью властвует сознанием - все остальное кажется мелким и совершенно неважным. Но постепенно начинаю приходить в себя и замечать детали окружающего пространства: ворох эскизов на дощатом столе, обширную коллекцию баночек с красками, пучки кистей.
Начинаю слышать голос Андрея Петровича Евладова и даже понимать свои собственные вопросы, которые я все это время, оказывается, ухитрялась ему задавать:
- Андрей Петрович, как идет работа над росписью?
- Работа непосредственно в куполе началась 17 февраля 2003 года. Но еще раньше Ольга Александровна больше года трудилась над эскизами. Сроки для поставленной задачи были чрезвычайно короткими. Практически нам давался один месяц на роспись купола и три недели - на апсиду. Притом, что площадь купола - 202 квадратных метра, а апсиды -115. Работать приходилось по 12-14 часов в сутки, но дело того стоило.
Мы с Андреем Петровичем выходим на площадку под купол. Я немного волнуюсь, разглядываю фрагменты мраморного убранства храма, мозаику на полу, резные колонки. Потом поднимаю голову и вижу парящую в вышине фигуру Спасителя.
- Как высоко! - невольно вырывается у меня.
- 56 метров, - деловито поясняет Евладов. - В этом и была основная сложность.
Леса построили под самым куполом, так что невозможно было увидеть, как роспись воспримется снизу, до тех пор, пока их не разобрали. Плюс ко всему еще и искривленная поверхность купола. Когда делали разметку арки, линии у нас разошлись на полметра. Третью основную точку нашли только с помощью отвеса. Полдня на это потратили. В общем, процесс был очень сложный. Каждую деталь, и техническую и художественную, пришлось проверять и перепроверять по многу раз.
Задача перед бригадой Андрея Евладова и впрямь стояла непростая. И выполнять ее пришлось в экстремальных условиях. Роспись купола начали зимой, стояли морозы, и снаружи купол был холодный, изнутри же его согревали тепловой пушкой по заранее отработанной и испытанной технологии росписи. Специалисты ОАО «Уралэнергострой» Виктор Викторович Суруда, Алексей Никитич Лагошин и Елена Викторовна Микрюкова предложили использовать технологию клеевых красок, уже проверенную в свое время в Верхотурье.
- Для сравнения можно взять росписи в храме Христа Спасителя в Москве. Они выполнены масляными красками. Любой специалист вам скажет - решение рискованное. Никто не знает, как поведут себя масляные краски в экстремальных условиях, надолго ли их хватит. Мы же опирались на более надежные технологии и надеемся, что росписи будут чувствовать себя хорошо в условиях нашего сложного климата. Я очень рад, что дело поручили именно екатеринбургским художникам.
Это большая честь. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что мастерства у екатеринбуржцев нисколько не меньше, чем у москвичей. А отношение к этому храму у нас очень трепетное. Для всех, кто работал в куполе, это была прежде всего огромная радость. Конечно, были и сложности, но когда работали, все чувствовали, что некая благодать на всех нисходит. Совершенно незабываемое ощущение.
В куполе за это время успели поработать и мэтр уральской живописи Игорь Иванович Симонов (все знают его знаменитых «Сталеваров»), и Александр Карагяур, и Валерий Бойцов, и Константин Кравченко, и Сергей Бартов, и Светлана Наумова. Кто-то, как Ольга Штукатурова, имел большой опыт работы с иконописью. Кто-то, как Евладов, столкнулся с этим впервые. Но тем не менее команда получилась очень дружная. Работали слаженно, споро, без конфликтов, вместе решали возникавшие проблемы. Вместе радовались, вместе и огорчались.
- Эскизы, конечно, были очень хороши, - продолжает Андрей Петрович. - Их автор - Ольга Александровна Штукатурова - очень талантливый художник, прекрасный специалист и глубоко верующий человек. Эти качества отнюдь не всегда так удачно соединяются. Стиль росписей ею был выбран неовизантийский, так же, как и стиль самого храма. Нам эскизы сразу очень понравились, теперь встала задача - не испортить их. Ведь и по гениальным эскизам можно сделать совершенно неудачную роспись. К тому же, помимо масштаба, возникали еще трудности с цветом, с колоритом. Писали ведь при искусственном, электрическом освещении, а «работать» все это будет при естественном, дневном свете. Очень легко было «промазать», «пережарить», как говорят художники. Или, напротив, -ослабить. В таких случаях включается некое шестое чувство, без которого не обойтись. С колерами очень здорово получалось у Валерия Бойцова - моего давнего знакомого. Мы ведь с ним вместе еще в художественном училище занимались, так что понимаем друг друга с полуслова.
- Творческие люди хорошо знают, что в такой работе очень важна атмосфера,
- вступает в разговор Ольга Александровна. - Одному с грандиозной задачей справиться невозможно. В том, что у нас сложилась замечательная команда, - огромная заслуга Андрея Петровича Евладова. Он мне очень помог, как-то успокоил. Чувствуя колоссальную от ветственность, я очень волновалась. Для моей души этот храм - самый главный в России. И что-то подсказывает мне, что храм будет известен во всем мире.
Поэтому, когда предложили взяться за эскизы, я вам даже не могу передать, как это было страшно и в то же время - радостно. Будто мечта детства исполнилась. Мне ведь еще бабушка рассказывала про трагедию царской семьи. Рассказывала и всегда плакала – жалела невинных детей. Мы жили рядом с Ипатьевским домом. Поэтому мне сейчас кажется, что всегда подспудно готовилась к этой работе. Я была счастлива, что мои эскизы понравились автору этого храма, архитектору Григорию Васильевичу Мазаеву. Мне его проект тоже очень близок, я понимаю, почему он выбрал именно этот стиль, очень близкий к эпохе Николая II. Морально поддержал меня отец Авраам и сестры из Ново-Тихвинского монастыря. Спасибо им.
Я рассматриваю эскизы Штукатуровой - тщательно выполненные, утонченные, изящные, они сами по себе - произведение искусства, достойные любой музейной экспозиции. Может, и впрямь, они рано или поздно туда попадут. Я перебираю листы, а Ольга Александровна возвращается на леса к Оранте. Божья Матерь с Младенцем удивительно успокаивает. Когда видишь ее, большую и ласковую, так близко, становится необыкновенно тепло на душе. Где-то совсем рядом безостановочно движется поток машин, спешат в суете люди. А здесь, в храме, царит дивная, благостная тишина. Этот покой врачует, успокаивает, вдохновляет. Мы спускаемся вниз и снова поднимаем глаза на купол. Он парит высоко-высоко, почти в бесконечности.
Вглядываюсь в лик Спасителя. А в ушах звучит тихий, спокойный голос Ольги Александровны: «Я мечтаю, чтобы Россия снова стала по-настоящему православной. Это и будет наше истинное возрождение. Для этого мы расписывали купол. Этому он посвящен!»