|
||||
Завод достоин выглядеть... Дворцом Николай Алферов Авторитет этого имени связан не только с педагогическими и организаторскими заслугами. Алферов - автор многих проектов, воплощение которых определило образ Екатеринбурга эпохи 40-70-х годов. Градостроительный почерк Николая Алферова и сейчас четко прослеживается в архитектуре уральской столицы. Чтобы убедиться в этом, достаточно даже одного упоминания: Исторический сквер. Именно профессор Алферов возглавил авторский коллектив создателей сквера, сооруженного к 250-летию Екатеринбурга-Свердловска. Архитектурный антураж одной из центральных городских площадок проектировался как пространственный и многофункциональный памятник. В этой работе проявилось мастерство Алферова-практика, его глубокие познания в области традиций уральского зодчества. Место |для сквера выбрали поистине историческое: именно здесь были заложены металлургический и железоделательный заводы, с которых начинался Екатеринбург. Памятники промышленной архитектуры, монументального искусства стали символами становления уральской столицы. Николай Алферов возглавлял творческие бригады, которые разрабатывали проект реконструкции здания Свердловского академического театра оперы и балета. При его участии разработан проект цеха гидромашин, построенного заводом "Уралэлектроаппарат". Этот цех - одно из немногих заводских сооружений того времени, где было уделено внимание методологии промышленной архитектуры. В 1962 году Николай Семенович стал первым на Урале доктором архитектуры. При участии мэтра на уровень "большого градостроения" вышли многие его ученики. Школа Алферова актуальна и в наше время. До создания специализированного института Николай Алферов преподавал архитектуру в Уральском политехническом. Изучал памятники уральского зодчества, градостроительные особенности Кыштыма, Кушвы, Нижнего Тагила, Салды, Лысьвы и других городов-заводов. Он пришел к выводу, что смелость конструктивных приемов, экспрессивность, полное соответствие утилитарному назначению, экономичность их построек свидетельствуют о принадлежности к особому направлению русского классицизма - промышленной архитектуре. Обширный материал, касающийся ее особенностей и проблем, стал основой фундаментальных трудов Алферова: "Зодчество старого Урала", раздела "Города-заводы" книги "Петербург и другие новые российские города". В этих работах автор исследует закономерности формирования гражданской и промышленной архитектуры, особенности промышленных городов Уральского региона, знакомит читателей с именами архитекторов, опередивших время в смысле планировки заводских сооружений. После организации Архитектурного института Алферов возглавил глобальное изучение прошлого уральского зодчества. Была разработана научно-прикладная программа "Каменный пояс". Работы, проводимые в ее рамках, возглавил Николай Алферов. Научные изыскания внедрялись в проекты реконструкции "Уралхиммаша", Верхне-Салдинского металлообрабатывающего и Невьянского механического заводов. По признанию бывших студентов, педагогический талант Николая Семеновича помогал усвоить смысл архитектурного творчества во всей широте профессиональных задач, начиная с общего композиционного замысла и заканчивая градостроительными деталями. Ректор Алферов стал инициатором проведения ежегодных научно-методических конференций преподавателей и студентов. В период его руководства сотрудниками вуза было подготовлено множество ценных учебных пособий, содержательных монографий. В соавторстве Алферов создал три учебника по архитектурному проектированию металлургических предприятий. Николай Алферов стал первым председателем Президиума общества охраны памятников Свердловского отделения ВООПИК. Народный архитектор СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, доктор архитектуры, профессор... Имя этого ученого можно найти на страницах Большой Советской Энциклопедии, каталога Академии художеств. Среди его наград - двенадцать медалей и орденов. Живая память об этом человеке -Уральская Государственная архитектурная академия и характерные, качественные сооружения, построенные Алферовым и его последователями.
Изучая старые заводы, Николай Алферов сравнивал их с конструкциями современных предприятий, возникшими в основном в военные годы. Он был убежден в необходимости архитектурной культуры на производстве, а также в том, что промышленная архитектура должна играть главную роль в городах. По мнению профессора, промышленники достойны работать во "дворцах труда". |
||||