: Начало : Снимаем : Читаем : Анализируем : Думаем : Смеёмся : Топонимика : ЖК : МЫ : : Форум : Гостевая : О сайте :
 

посмотреть все решётки

Оград узор чугунный
Текст 2

В русской национальной архитектуре на протяжении ее исторического развития металлические художественные ограждения имели немалое значение и составили один из богатых разделов русского декоративного искусства. Русские мастера изготовляли художественные изделия из металла, в том числе и решетки, еще во времена Киевской Руси — в IX—XIII веках. Великолепные памятники искусства русских кузнецов и литейщиков XV—XVII веков хранят кремлевские башни и соборы. Особенно широкое распространение металлические архитектурные ограждения приобрели в XVIII и первой трети XIX веков, в период расцвета русской архитектуры, связанного с небывалыми по размаху градостроительными и усадебными работами. Строительство тогда велось преимущественно целыми большими ансамблями, в которых широко использовалось железо и чугун для решеток, капителей и баз колонн, перекрытий, связей и опор.

Характер композиции и рисунок художественных металлических оград изменялись в зависимости от исторического развития архитектуры, неотъемлемой частью которой они являются.

В первой четверти XVIII века в архитектуре господствовали строгие формы, определявшие и стиль оград. В 30—50-х годах XVIII века петровскую архитектуру сменил стиль так называемого русского барокко, в котором архитекторы стремились достичь особой живописности фасадов и интерьеров путем богатства и сочности декоративной обработки и позолоты. Решетки соответственно были пластичны и богато насыщены декоративными элементами, круглыми завитками и кружевами, которые вливались в единый архитектурный замысел— праздничный, торжественный, нарядный, жизнерадостный.

Во второй половине XVIII и начале XIX века возникло и развилось новое направление в архитектуре русского классицизма. Его основоположники стремились сочетать принципы античного зодчества с дальнейшим развитием русского архитектурного наследства. В русской архитектуре появляется великая и глубокая художественная простота. На основе принципов античной классики создаются реалистические произведения применительно к конкретным условиям России того времени.

В первой трети XIX века Россия переживает пору блестящего расцвета архитектуры. В этот период, завершающий развитие классицизма, были созданы величайшие по размаху и художественной ценности сооружения и совершеннейшие по законченности и выразительности ансамбли, которые далеко опередили архитектурные сооружения европейских стран.

В период классицизма рисунок металлических оград переходит от бурной динамики и эксцентричности к сдержанной скромности и грации, простоте и логичности. В решетках этого периода ритмически повторяются простые элементы, отвечающие общей художественной задаче создания „героического" облика.

Фундаментальность и простота обусловили широкое применение литого чугуна в качестве основного материала для изготовления металлических оград. Чугунные литые ограды получили широкое распространение в России в XIX веке.

Художественные решетки ограждений— не случайные и произвольные украшения, а необходимые элементы в архитектуре, подчиненные общему стилю и назначению сооружения. Решетки, выполняя определенную служебную функцию, вместе с тем усиливают выразительность основного архитектурного объема, не затемняя его ни в целом, ни в деталях. Масштаб и ритм решетки должны отвечать масштабу сооружения.

Старые русские архитекторы и мастера умели создавать такие решетки, которые при любой тонкости рисунка и пластической проработке не терялись на любом фоне, были выразительными в любом архитектурное окружении, воспринимались и с больших расстояний, и, в непосредственной близости.

В этих целях мастера совмещали в решетках несколько планов. Первый план выполнялся с расчетом на видимость с больших расстояний, что достигалось отчетливой силуэтностью основной массы, которая в архитектуре русского классицизма всегда играла определенную и значительную роль. По мере приближения к решетке зритель видел крупные общие части, составляющие основные мотивы композиции второго плана. И, наконец, с близкого расстояния воспринимались детали третьего плана с их тонкой, мягкой и пластичной прорисовкой.

Художественная форма решетки, выразитель ее содержания, в совокупности с основными элементами сооружения знаменующая определенную идею, по различному воздействует на зрителя. Рисунок решетки своим строем вызывает у зрителя то ощущение покоя, монументальности, то ощущение движения с различным темпом: от медленного до быстрого. Иные решетки плотным заполнением густого рисунка создают зрительное и реальное препятствие. Иные прозрачным ажуром, тонкой, чуть видной наметкой возбуждают у зрителя ощущение необыкновенной легкости. Иные решетки строги, своим чередующимся сухим вертикальным ритмом напоминают застывший холодный строй; а другие, изящно кружась, быстро бегут, увлекая за собой взор и вдруг, неожиданно останавливаясь, распадаются или заплетаются в новый более пышный рисунок ворот или художественных вставок.

При всем этом красота рисунка решетки заключается в соразмерности частей и ритмичности движения элементов, повторении одного и того же мотива в определенном порядке.

Изучая окружающую живую природу, мастер .творчески перерабатывает ее формы, сознательно выбирая" определенный вид композиции для получения определенного зрительного эффекта в зависимости от места и общего характера всего архитектурного комплекса зданий и парков. Точного изображения живой природы, натуралистичности в рисунках решеток, как правило, не, бывает. Передать в металле всю живость природы очень трудно. Кроме того, теряя свою условность, рисунок решетки вступает в противоречие с целями композиции ограды, декорирующей определенное сооружение, и утрачивает органическую связь с основной архитектурой. В подобных редких случаях решетка становится самостоятельным законченным художественным произведением.

Русские мастера создали замечательные образцы высокохудожественных кованых и литых решеток различных ограждений. Они не только отлично знали технологию, но и обладали большим художественным вкусом, развитым чувством меры и умели достигать разнообразных декоративных эффектов простыми художественно-техническими приемами. Из небольшого числа деталей на основе применения в композиции прямых полос и завитков, используя различные виды симметрии, эти мастера получали большое количество сочетаний, достигая бесконечного разнообразия рисунков. Металлические художественные решетки различных ограждений изготовлялись как из кованого железа так и из литого чугуна. Иногда в кованых решетках применялись литые детали. Каждый способ изготовления решеток имеет свои особенности и по технике выполнения художественной выразительности, а также эксплуатационным качествам.

Техника кованых изделий была очень проста,, и все работы выполнялись вручную, путем нагрева металла докрасна и его ковки с чеканкой наиболее тонких деталей. Звено решетки делалось не целиком, а собиралось из нескольких деталей. Сборка производилась преимущественно путем кузнечной сварки, введением одних деталей в отверстие других, или путем сгибания сопрягаемых деталей металлическими прутками или полосами. Детали крепились также заклепками или болтами.

Разновидность кованых решеток составляют решетки, гнутые из предварительно откованной заготовки — квадратной, прямоугольной или круглой.

В кованых деталях всегда ощущается особенность той или иной техники, примененной для их производства. Формы рисунка деталей, созданных путем ковки, менее пластичны, контуры их более четки, с плоскими гранями и прямыми углами прутьев. Рисунок решеток, созданных путем выгибания, расплющивания и скручивания отдельных деталей, более пластичен.

Кованая решетка отличается силуэтностью и графичностью, большой тонкостью и изяществом, в котором передается, как говорят, вся «игра металла", то есть игра света и тени на гранях и плоскостях.

Эксплуатационные качества кованых решеток гораздо выше, чем у чугунных, они более прочны. Кованые решетки просты в изготовлении, на них тратится сравнительно меньше металла. Отсюда их большая экономичность сравнительно с другими металлическими оградами.

Эти достоинства кованой решетки обеспечивал и сам материал — железо и сталь, легко обратимый в тонкие прутья и полосы, допускающие самый затейливый их изгиб.

В отличие от кованых решеток литые ограждения из чугуна значительно сложнее в изготовлении. Материал чугунных решеток более ломкий по сравнению со сталью. Для придания конструкции необходимой прочности детали чугунной решетки необходимо утолщать, что в свою очередь вызывает повышенный расход металла.

Для изготовления чугунных решеток требуется не рядовой, а специальный металл, обеспечивающий повышенные эксплуатационные качества решетки, а также ее фактуру. Наконец, производство чугунной решетки требует высокого мастерства моделировки, формовки, литья, что усложняет весь процесс производства.

Несмотря на свои отрицательные качества, как материала, чугун издавна применялся в архитектуре для изготовления высокохудожественных деталей: половых плит, дверей, оконных рам, перил, решеток, ворот, целых ажурных лестниц с площадками, сложнейших объемных скульптурных композиций.

Такое широкое применение чугуна объясняется его большими декоративными возможностями сравнительно с кованым железом.

Чугун предоставляет безграничные возможности для передачи любого чрезвычайно- тонкого и сложного рисунка и объема, легко заполняя любой рельеф формы. В рисунке литых решеток хорошо заметна оплавленность контуров, округлость углов и плавность переходов.

В последней четверти XIX века интерес к чугунным решеткам постепенно ослабевает, и они заменяются более упрощенными решетками из кованого железа. Это объясняется прежде всего развитием техники производства железа и стали, увеличением их выпуска, а также и более высокой экономичностью кованых изделий.

Цвет художественных решеток не всегда был одинаков. До середины XVIII века решетки нередко окрашивались в соответствии с полихромной архитектурой древней Руси. В частности, решетки московских церквей XVII и XVIII веков окрашивались в яркие цвета. Наиболее распространенными были золотистые, зеленые, синие и красноватые тона.

В конце XVIII и в XIX веке очень часто лучшие русские зодчие применяли сочетания основного черного тона чугуна с вкраплениями небольших деталей, окрашенных золотистой бронзой. Подобная расцветка была почти обычной для ограждений лестниц и балконов, реже она применялась в окраске высоких оград.

Основная масса металлических оград в XVIII и XIX "веках окрашивалась в глубоко черный цвет. Окраска производилась старинным русским способом „фирниза", заключавшимся в обжиге дочерна тонкого слоя олифы, нанесенного на поверхность изделия. Широко распространен был также способ окраски решеток графитом— стойким минеральным - красителем, дающим хороший цвет и мягкий металлический блеск.

Для того, чтобы типизировать старинные русские решетки, целесообразно сгруппировать их по признаку назначения в архитектуре и быте.

Группы эти в основном сводятся к следующим: высокие ограды, низкие ограды, балконные ограждения, ограждения на кровле, оконные ограждения и лестничные ограждения.

1. Высокие ограды. Ограды этой группы наиболее, древние и были распространены в ограждении церквей, дворцов, загородных усадеб, парков и садов. Архитектурная значимость их в решении общей композиции и ансамблей чрезвычайно велика. Как уже указывалось выше, ограда организует постройки территориально и своим рисунком подготовляет зрителя к восприятию всей архитектурной композиции.

Эти решетки выполняли главным образом социально-бытовые функции. Имущим классам, представителям власти и религии, нужно было обособить свои владения и резиденции. Высокие ограды реально обеспечивали охрану усадеб, дворцов и территории, прилегающей к ним.

Старейшие ограды этой группы в свою очередь можно разделить, правда не всегда четко, на церковные и дворцовые.

Решетки церковных оград были преимущественно кованые. В целом ограда строилась на контрасте — сочетании массивных каменных столбов с легкими изящными металлическими заполнениями между ними.

Сюжетом рисунка в основном являлись формы растительных мотивов, прочно вошедшие в состав элементов украшения в России с XIV века. Это были широко раскинутые завитки гладких стеблей с плоскими листьями и цветами. Такой рисунок обычно располагался по всему полю решетки и достигался путем сплющивания, нарезки и выгибания дополнительных элементов, прикрепленных к основной сетке вертикальных прутьев. Рисунок этот по своему характеру несколько напоминает причудливые разводы изморози на оконных стеклах.

Иногда .орнамент рисунка сосредоточивали на концах прутьев, скручивая, в спиральки и выгибая тонко завершенные основные вертикальные стержни и дополнительные полосы. Оканчиваясь этим тонким, сильно орнаментованным узором, такая решетка как бы растворялась в воздухе.

Замечательные дворцовые решетки, преимущественно чугунные, созданы в период, когда основная архитектурная деятельность с невиданным прежде размахом и пышностью сосредоточивается в строительстве городских и загородных дворцово-парковых ансамблей.

Рисунки дворцовых оград изображают обычно гирлянды и букеты цветов, венки из листьев лавра и дуба, рога изобилия, лиры, и военные доспехи. Русские дворцовые решетки, созданные в XVIII — XIX веках,

успешно соперничали с подобными произведениями в архитектуре Западной Европы.

Решетка нередко включалась и в глухие высокие каменные ограды, то в виде заполнителя полукруглых сквозных арок, то в виде навершия. Полукруглые проемы, заполненные ажуром чугунного литья или радиально расходящимися к периметру лучами, так или иначе связанными между собою, наряду со столбами и карнизами, членившими- плоскость стены, облегчали зрительное восприятие стены.

Увенчанная невысокой металлической решеткой — кованой или литой — иногда расчлененной каменными столбиками, стена очень выигрывала. Ажурный силуэт решетки — навершия, четко-четко вырисовывающийся на фоне неба, очень хорошо гармонировал с тяжелой монументальной стеной, как бы растворяя ее в воздухе,

Примеры подобного использования решетки есть в архитектуре старого Екатеринбурга.

2. Низкие ограды. Развитие и распространение такого вида ограждения получили позже, чем высокие. Их служебная функция была иной. Они ставились на

парапетах, на берегах водоемов, на мостах, у павильонов, монументов и могил. С бурным развитием пригородных усадеб, загородных дворцов и городских садов

они приобрели свое значение как внутрипарковые ограждения.

В рисунке таких решеток часто применяются гнутые детали с крупными элементами. Сам рисунок легкий, относительно прозрачный, не создающий зрительной преграды, по конструкции своей довольно крепкий, рассчитанный на высокую механическую прочность.

3. Балконные ограждения. Ограждения этой группы по служебной своей функции близки к предыдущей, играют важную роль в оформлении фасадов зданий.

Балконы подчеркивают и выявляют архитектуру сооружений, обогащая пластику фасада. Они являются архитектурным элементом, придающим -определенную

выразительность сооружению и в то же время имеющим функциональное значение.

Террасы и балконы в XVIII веке строились по первому и второму этажам зданий большой протяженности и состояли из нескольких звеньев с металлическими столбиками между ними.

Решетки обычно делались из кованого железа, состояли из полосы и прута и имели рисунки, построенные на контрастах с архитектурой здания. Нередко балкон, особенно на фасадах небольших зданий, поддерживаемый затейливыми металлическими кронштейнами, был основным художественным элементом, ярко и контрастно выделявшимся на глади стены. Рисунок балконной решетки, ажурный и легкий, оставлял впечатление тонкой металлической оправы здания. Такого типа решетки на балконах с круглыми элементами и введением розеток часто встречаются на Урале. Иногда решетка помещалась между массивными колоннами, своим изяществом и динамикой подчеркивая мощь и статичность колонн.

С середины XVIII века на балконах появляются решетки из чугуна с густым рисунком, придающим сооружениям тяжеловатую пышность. Чугунные решетки были хороши на низких балконах и террасах большой протяженности, создавая тяжеловесное узорчатое основание для всего здания.

В конце XIX века чугунные решетки на балконах снова уступают место легким кованым решеткам со строгим рисунком.

4. Ограждения на кровле. Решетки на кровле имели относительно меньшую архитектурную значимость, чем балконные ограждения. В старорусской архитектуре они использовались умело и с большой выразительностью. Эти решетки как кованые, так и чугунные, были невысоки и, как правило, имели чисто декоративное значение, располагаясь по краям крыш или на ее коньке. Рисунок решеток строился с учетом восприятия его снизу, издали, поэтому элементы решеток делались обычно без мелкой деталировки, крупные и лаконичные, с расчетом на выразительную силуэтность.

Четко вырисовываясь на фоне неба, они завершали и обогащали весь силуэт здания, которому в старинной русской архитектуре придавалось огромное значение. В наше время, при большой протяженности и высоте зданий, решетки на кровле как архитектурный элемент отпали. Теперь они выполняют чисто служебные функции, предохраняя людей от падения с крыши.

5. Оконные решетки. Художественные решетки, защищающие оконные проемы, особенно широко применялись в церквях и монастырях. Они были преимущественно стальными, имели прекрасные архитектурные решения, хорошо сочетаясь с богато орнаментированными наличниками окон или являясь художественными вставками в проемах, окруженных чистой гладью стены.

6. Лестничные ограждения. Металлические лестничные ограждения имеют также большое значение в архитектуре здания. Но они играют роль в оформлении не фасада здания или прилегающей территории, а внутренних помещений. В старинных домах лестница с решеткой в вестибюле имела весьма важное значение, подготовляя посетителя к восприятию художественного -замысла оформления всего интерьера здания.

Металлические ограждения лестниц были преимущественно чугунными. Нередко вся лестница, состоящая из нескольких маршей с ограждениями и ступеньками, изготовлялась целиком из чугуна. Подобные крупные художественные ансамбли из чугуна, поражающие нарядностью, и смелыми ажурными конструкциями, сохранились на Урале, увековечив мастерство талантливых русских литейщиков-художников.

Подобное литье в конце XVIII — начале XIX века делалось только в России и было освоено Европой гораздо позже. Среди изделий такого рода особенно высоким качеством и художественной выразительностью отличались отливки Златоустовского, Кусинского и Каслинского заводов.

 





19.03.2006

 
     
- made in yekaterinburg - 2003 - 2006 -
Связь с администратором сайта admin@1723.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования