|
||||
Оград узор чугунный Монументальные дворцы, торжественные храмы, изящные особняки с прилегающими к ним садами, парками и водоемами — все эти сооружения издавна огораживались и украшались кружевами металлических решеток. Металлические ограды служили и для охраны, и для украшения и были необходимой деталью, дополняющей и усиливающей выразительность всего архитектурного замысла. Значение художественных металлических ограждений понимали и ценили почти все крупные архитекторы и уделяли им большое внимание в своих произведениях. Металлические — кованые и литые — художественные решетки ограждений издавна использовались и в русской архитектуре. Образцы творчества русских архитекторов, литейщиков и кузнецов представляют большой исторический и художественный интерес, заслуживают внимания и изучения как культурное наследие, воплотившее бессмертные традиции русского классического искусства. Архитектура является таким же проявлением народной мысли, воли, стремлений и чаяний, как народные сказания и песни, увековечившие крупнейшие события в истории нашего народа. «Архитектура,—писал Н. В. Гоголь,—тоже летопись мира: ,она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания... Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком «она была при отжившем уже народе, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей его жизни... и вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения". Коммунистическая партия, следуя учению В. И. Ленина о роли культурного наследства в построении коммунизма, придает огромное значение сохранению памятников русской культуры для дальнейшего развития народного творчества. Уже в первые годы после победы Великой Октябрьской революции Советское правительство издало ряд декретов по охране памятников искусства и старины. В дальнейшем Советское правительство не раз обращалось к вопросу об охране памятников культуры, отпускало значительные средства для их изучения, реставрации. В послевоенный период Совет Министров СССР установил государственный порядок учета и охраны памятников культуры, поставив их под покровительство закона, возложив ответственность за сохранность культурных ценностей на местные органы власти. Несмотря на большую работу, проделанную в области изучения и охраны памятников культуры, далеко не все они изучены, обследованы и даже осмотрены. Это относится, в частности, к художественным оградам. Поэтому важно сделать все, чтобы выявить, сохранить в натуре, закрепить в обмерах и фотографиях эти ценнейшие памятники архитектуры. Иначе неумолимое время навсегда и бесследно уничтожит уникальные творения народного искусства. Автор и преследовал своей работой цель — зафиксировать образцы уцелевших на территории Свердловской области металлических литых и кованых художественных решеток-ограждений XVIII—XIX веков, представляющих художественный интерес, и ознакомить широкие массы читателей с высоким искусством русских мастеров на Урале того времени. В альбом включены также фотоснимки наиболее ценных утраченных памятников подобного рода. Автор не ставил перед собой задачи подробно и всесторонне рассмотреть и исследовать стиль решеток, обосновывать те или иные теоретические положения. Не касается он также технологии литья и ковки, так как указанные вопросы составляют особые самостоятельные темы, ожидающие своих исследователей-специалистов в области искусства, науки и техники. Бурное развитие промышленного, жилищного и культурного строительства СССР поставило перед архитекторами и строителями задачу создания нового художественного оформления ограждений зданий, парков и целых ансамблей. Для разрешения этих практических задач необходимо широкое и тщательное критическое изучение лучших образцов, оставленных нам предшествующими поколениями. Новые композиционные приемы и формы должны базироваться на использовании многовековой практики народного творчества. Лучшие образцы, созданные мастерами минувших веков, творчески переработанные советскими художниками с учетом социалистического характера нашего общественного строя и новых технических возможностей, могут стать предметом массового изготовления. На основании изучения архитектурного наследия советскими зодчими создано много высокохудожественных ограждений, национальные традиции которых сообщили им глубокое своеобразие. Эти ограждения отличаются оригинальностью и свежестью не только отдельных деталей, но и идейно-художественного образа в целом. В современной советской архитектуре должны быть собраны все знания, все достижения человечества и, конечно, в первую очередь наших советских народов, чтобы дать людям не только удобное, но и красивое радостное жилище.
|
||||