посмотреть все наборы открыток
Екатеринбург - 1996.
Купола и колокола
1. Екатерининский собор
Он созвучен не только имени города, но и духу его: Святая Екатерина является покровительницей
всех горных ремёсел. Его порой даже называли Горным (здесь хранились знамёна Уральского горного
батальона). Собор, начиная с 1758 года, неоднократно перестраивался. Колокольня выполняла и чисто
светскую функцию: на ней были часы с курантами.
Собор снесён в период безбожной кампании в 1930 году, освободив место для здания УралОбкома ВКП (б),
сквера и фонтана "Каменный цветок".
2. Богоявленский собор
Построен на Главной площади в конце 18 века, освящён в честь Богоявления Господня.
Величали и Градо-Соборным. Выделялся высотой, красотой и благолепием. С 1833 года
(с появлением в Екатеринбурге своего архиерея) стал Кафедральным, главным.
В 1930 году собор закрыли, сбросили кресты, колокола, а потом обрушили и стены.
В подвалах остались захоронения первосвященников.
На месте собора стоит памятник Ленину.
3. Памятная часовня
В 1770 году на склонах возвышающейся над городом горы прихожане поставили деревянную
церковь Вознесения Христова. Через 20 лет решили строить каменную. А на месте первой со
Временем появилась часовня-памятник. Стояла у дома Ипатьева до 1919 года.
Потом всё место стало площадью ... Народной мести.
4. Вознесенская церковь
Заложена в 1792 году во имя Вознесения Господня. Строилась почти полвека. Обросла приделами
Рождества Богородицы, Святителя Митрофанова, Благовещения Пресвятой Богородицы,
Явление Казанской иконы Божьей Матери, Святого пророка Илии.
В советские годы - школа, склад, историко-революционный музей.
Сейчас снова действующая церковь. Постепенно возвращаются и Вознесенская площадь,
и Вознесенский проспект.
5. Женский монастырь
Екатеринбургский женский монастырь узаконен в 1809 году в честь иконы Ново-Тихвинской Божьей Матери.
В комплекс входило 8 церквей, подсобные помещения, хозяйство, мастерские золотошвейная,
иконописная и фотография. К 1917 году был третьим по величине в России: 945 послушниц.
В 1926 году монастырь переоборудован под военный городок.
Зелёная - Монастырская - роща (на месте кладбища) стала местом прогулок.
6. Александро-Невский собор
Заложен в память побед русских войск в Отечественной войне 1812 года и во имя Святого благоверного
князя Александра Невского (фактически в честь императора Александра I, победителя).
Освящение состоялось лишь в 1852 году. Собор славился большим иконостасом - в 48 икон - и
вместительностью до 6000 человек. Рядом - особо почетное захоронение для знатных людей города.
В советские годы надгробия порушили. Собор стал складом воинского ведомства, потом
Краеведческим музеем. С 1991 года первый этаж снова занимает община верующих.
7. Крестовоздвиженская церковь
Устроена при Детском убежище Екатеринбургского благотворительного общества купцом
В.В.Кривцовым за свой счёт в 1880 году. Другой доброжелатель - С.Г.Новиков - преподнёс
дорогую святыню: частичку древа креста, на котором был распят ... Христос.
Церковь стала - Воздвижения Креста Господня. Улица - Крестовоздвиженской.
После революции - улица Карла Маркса. В помещении церкви - склады, мастерские художественного
фонда. Теперь снова - святая обитель. Ведутся большие ремонтные работы.
8. Церковь школа
Екатеринбургское церковное братство Святого Праведника Симеона Верхотурского чудотворца
ведало церковно-приходскими школами (более 300, с 10 тысячами учащихся). В 1906 году братство воздвигло на
Ночлежной площади свою, большую церковь с просторными приделами-классами с отдельными входами.
В 1930-е годы церковь-школу старинного шатрового стиля перестроили в кубистическое здание
общеобразовательной школы № 13 (на площади Обороны).
9. Домовая церковь
Открытка в наборе отсутствовала ?
10. Тюремная церковь
В Екатеринбургском тюремном замке (за Московской заставой) была своя ведомственная церковь.
И свои святые: архангел Михаил и Николай чудотворец. Особо грандиозное действо состоялось 14 мая 1896 года
в честь коронации Николая II самодержца Всероссийского: узникам выдовали белую одежду, и долго
держали на коленях. Советская пенитенциарная система обходилась без духовных пастырей
(последнии зачастую сами попадали под репрессии).
Нынешнее безыдейное время снова кооперирует закон с религией: на территории колонии
построена новая церковь, купола - на уровне колючей проволоки.
11. Ивановская церковь
Строилась она (с1846 года) сразу за городом, при погосте (на кладбище) и во имя Иоанна Предтечи
(крестителя Иисуса Христа). Потом появились приделы во имя Николая Чудотворца
и Иконы Божьей Матери. Около церкви - почётные захоронения священнослужителей и попечителей.
В советское время - единственная не закрытая властями городская церковь. И до сих пор исполняет свои функции,
на уровне Кафедральной. Рядом выстроились резиденция епископа и управление
Екатеринбургской епархии.
12. Михайловская церковь
В конце XIX века по дороге к Берёзовскому заводу появилось Новое городское кладбище и церковь -
Во имя всех Святых, но название приклеилось лишь одного из них - Михайловская (а может по имени
первого здешнего батюшки).
В 1961 году кладбище (Михайловское) было законсервировано, церковь закрыта.
В 1990 году вновь освящена, крестить новорожденных младенцев и новообращённых в православие
взрослых, венчает новобрачных.
13. Рязановская церковь
Старообрядцы на Урале притеснения терпели великие. Частичное же признание новых церковных правил -
единоверие - давало льготы. Только так екатеринбургскому купцу Я.М.Рязанову, старосте общины, удалось
строительство большого молельного дома во имя Святой Живоначальной Троицы. Первым, правда,
вырос придел в честь Иоанна Златоуста (и улица стала Златоустовской - Р.Люксембург).
Основа же храма освящена лишь в 1852 году.
Советский период в нём начался с курсов "Автодора" и закончился Домом культуры автомобилистов.
В 1996 году здание заполучила Екатеринбургская епархия. Полным ходом идёт перестройка и,
одновременно, служба церковная.
14. Лютеранская кирха
Протестантская - лютеранская - религиозная прослойка (немцы, голандцы ...) среди строителей
города на Исети появилась с самого начала (даже город назвали на их лад). Был пастор и молельный дом.
Со временем (1870г.) на Главном проспекте выросло необычное здание:
Евангелическо-лютеранская кирха Святого Петра и Павла (первоапостолов Иисуса Христа).
И убранство, и службы отличались простотой, в духе их веры. Сейчас на месте кирхи, уже давно, большой жилой дом с магазинами "Хлеб" и "Подарки".
15. Польский костёл
Римско-католический приход (поляки, литовцы ...) зарегистрирован с 1876 года. К 1884 году построен
Римско-католический костёл в честь зачатия Святой Анны (бабки - по деве Марии - Иисуса Христа).
Готический шпиль, великолепные иконы и музыкальный орган сразу стали городской достопримечательностью,
да ещё теннистая аллея для прогулок всех желающих, особенно с детьми.
В 1930-е годы помещение служило общежитием, в 1940-е - складом, в 1950-е - междугородней автобусной станцией.
Сейчас - пусто, газон перед гостиницей "Центральная". Нынешние католики (приход снова функционирует) построили
себе неподалёку новый небольшой костёл.
Внутренний текст обложки
Большой и Малый Златоуст (фото на обложке)
Особо почитаема купеческой знатью была церковь Сошествия Святого Духа (первая каменная в Екатеринбурге, 1768 г.)
с приделами в честь Иоанна Златоуста (1769 г.) и Покрова Пресвятой Богородицы (1792 г.). В 1839 году церковь горела,
но колокола, все десять, счастливо спаслись. В память о чуде поставили небольшую часовню. Церковь со временем восстановили но колокольню решили воздвигнуть новую, большую и на новом месте, через дорогу. И храм там - во имя Святого отрока Максимилиана. Освещение колокольни-храма состоялось в 1876 году. Название привязалось - Большой Златоуст. И - Малый. На снимке они во всей красе.
Снесены в 1930 году. На их месте - памятник комиссару Малышеву и комбинат Рубин.
* * *
Сорок сороков - конечно, про Москву златоглавую, но и старый Екатеринбург выделялся своими церквями: в начале XX века здесь было около 40 культовых зданий, всех вместе взятых, разных вероисповиданий.
Православие являлось прерогативой государственной и довлело изначально: первая церковь - во имя Святой Екатерины - ещё мазанковая, была заложена одновременно со строительством завода в 1723 году.
Вторая половина XVII века украсила город уже каменными церквями. Их вертикальные доминанты придавали особый авторитет набирающему силу горнозаводскому центру. Ещё целый ярус составляли домовые церкви - в учебных заведениях и приютах - создаваемые зачастую на средства состоятельных попечителей. Свои заведения воздвигали и общины христиан лютеран и католиков, а также старообрядцы разного толка.
Были молельные дома мусульман и евреев.
В этом наборе открыток представлены церкви Екатеринбурга в его дореволюционных границах (без Верх-Исетского завода, Уктуса и Нижнеисетска). Некоторые лишь в позднем, полуразрушенном состоянии (более ранних изображений не нашлось) Октябрьская пертрубация сломала основу не только российского самодержавия, но и религиозного мировозрения. Купола и колокольни подверглись идеологическому низвержению: часть культовых зданий превращались в культурные заведения (клубы, кинотеатры, музеи), в хозяйственные склады, многие же просто разрушались. Отдельные очаги веры теплились лишь на ... кладбищах. Новая идеологическая перестройка 1980-х годов всколыхнула общественное сознание. Оживились и религиозные вероучения. Русская православная церковь добилась постановления о возвращении ей всех бывших культовых зданий, что сохранились. Идут восстановительные работы, есть и новостройки. Абрис церквей снова радует глаз среди типовых современных кварталов, звон колоколов вливается в мелодию города. Екатеринбург даже вновь празднует день Святой Екатерины - 7 декабря. Вот только самого храма Её нет ...
Остались лишь на фотографии.
Евгений Бирюков.
* * *
Издательский Дом "Уралтранс" выпускает 3-ий набор открыток "Екатеринбург. История. Купола и колокола".
Это решение исходит не только из коммерческих целей,
а из любви и гордости за наш город.
Размеры тиража небольшие. Рассчитаны прежде всего на коллекционеров и любителей екатеринбургской старины.
Ген. директор ИД "УРАЛТРАНС" А.Спасский
Текст под изображениями взят с открыток