Начни с начала Думай про Это

форум екатеринбург+свердловск

Кафедральный на Кафедральной
О восстановлении исторического Кафедрального Богоявленского собора
на Кафедральной площади г. Екатеринбурга (ныне Площади 1905 года)

С.И.Ворошилин, краевед, кандидат мед. наук

 

После возвращения Церкви ее прав на принадлежавшее ей имущество, в стране было возвращено большое число
сохранившихся полностью или частично церковных зданий. Ряд зданий храмов был возвращен церкви и в городе Екатеринбурге.
Однако, в годы советской власти значительное число церковных зданий, в том числе представляющих историческую
или художественную ценность, было уничтожено. Поэтому во многих города помимо возвращения и восстановления
поврежденных церквей, в ряде случаев по желанию верующих было осуществлено восстановление некоторых
представляющих особую ценность для верующих церковных зданий, в том числе полностью уничтоженных.
Наиболее яркий пример тому - это восстановление часовни Иверской Божьей Матери и Храма Казанской Божьей Матери
XVII века на Красной площади в Москве и Храма Христа Спасителя ( XIX век) в Москве.

Город Екатеринбург в 1930 году потерял все храмы XVIII века, которые были определяющими облик города почти в течение 200 лет.
Это были Екатерининский собор высотой 58 м (строился в 1758 - 1764) на современной площади Труда,
Кафедральный Богоявленский собор высотой 66 м (1771-1795) на современной площади 1905 года,
которые в наибольшей степени определяли облик Екатеринбурга и старейшая каменная церковь города - храм
Сошествия Святого Духа, более известная как «Малый Златоуст» (1755-1768) на углу современных улиц Малышева и
Восьмого Марта. Большой потерей для исторического облика города явилось и уничтожение в центре города здания
Николае-Максимилиановской церкви-колокольни, известной в народе как «Большой Златоуст» (1847-1876), которая
была самым высоким зданием старого Екатеринбурга (77 м) и которая если бы сохранилась, и сегодня уступала
бы только здания «Антея» (церковь стояла на месте памятника И.Малышеву). По первоначальному проекту
Большой Златоуст должен был быть увенчан шпилем, и тогда высота его колокольни достигала бы 90 метров.

В настоящее время среди некоторых слоев общественности города возникла готовность осуществить восстановление на
Площади имени 1905 года (бывшей Кафедральной площади) снесенного в 1930 году Кафедрального Богоявленского собора. Богоявленский собор был самым красивым из выстроенных в городе храмов, который наиболее четко выражал
характерный для XVIII века стиль барокко. С потерей этого здания город Екатеринбург потерял ценный памятник
истории и архитектуры и едва ли не самое красивое здание города. Современники отмечали сходство его с
Петропавловским собором Санкт-Петербурга. Этот собор с основания Екатеринбургской епархии, празднующей свое
120-летие, был главным ее храмом, т.е. главным храмом области.

С инициативой восстановления Богоявленского собора выступили Союз казаков, Фонд союза казаков, община
прихода храма Иннокентия Московского Миссионерского и Катехизаторского отдела Екатеринбургской епархии.
Фондом союза казаков создается Фонд восстановления утраченных православных святынь. И первым храмом,
восстановление которого предполагается избран утраченный Главный Храм Екатеринбургской епархии - Кафедральный
Богоявленский собор. В настоящее время проходит процесс регистрации общины Богоявленского храма.

Кафедральный Богоявленский собор имел длину 66 и ширину 26 м. Первоначально, в XVIII веке, он имел два
придела - Богоявленский на первом этаже и Петропавловский на втором. Позднее, в XIX веке к нему были пристроены
по бокам в другом архитектурном стиле два придела: Михайловский и Трехсвятительский, что расширило здание.
Предполагается восстанавливать Храм без боковых приделов, в его первоначальном, более древнем виде,
что сокращает ширину здания до 18 метров. При определении территории, необходимой для восстановления Храма,
следует иметь в виду, что вокруг здания должна быть сохранена полоса шириной не менее - 2-3 метров для проведения во время богослужения Крестного хода.

Особенностью существующей Площади имени 1905 года является то, что она почти полностью сохранила неизменным
свой исторический облик почти с середины XIX века. Немногие крупные города страны и мира могут похвалиться тем,
что их главная площадь остается почти неизменной в течение полутора столетий. В северной ее части появилось
лишь одно современное здание в стиле конструктивизма, единственное, которое нарушает гармонию.
Здание Администрации города, на южной части площади, выстроенное в стиле сталинского ампира не входит
в диссонанс с другими сохранившимися старинными зданиями. Восстановление на площади собора XVIII века
в стиле барокко еще больше подчеркнуло бы то, что Екатеринбург является городом, имеющим значительные культурные и
религиозные традиции, идущие еще из XVIII века.

Однако, восстановление исторического здания Кафедрального Собора на его первоначальном месте (в центре площади 1905 года) в современных условиях развития города неизбежно породило бы ряд нежелательных проблем:

1. При восстановлении здания Храма на прежнем месте площадь стала бы непроходимой для автомобильного транспорта,
идущего в западном направлении. Южный фасад южного придела находится всего в 6 метрах от трамвайной линии.
Даже если не восстанавливать южный придел, имевший ширину 4 метра, то до линии было бы всего 10 метров. Но, вокруг
Храма должно быть отгорожено пространство для проведения Крестного хода, т.е. до трамвайной линии все равно оставалось
бы лишь 6 - 7 метров, что недостаточно для полосы движения.

2. Город потерял бы единственную имеющуюся в городе центральную общегородскую площадь,
поскольку Собор занял бы почти все ее свободное пространство в средине ее. До революции было свободно
пространство площади перед собором, занятое сейчас памятником Ленину. И это было небольшое пространство,
которого хватало для уездного Екатеринбурга.

3. Создались бы препятствия для проведения на площади государственных и общественных мероприятий,
каковыми являются проведение военных парадов, выставок военной техники в День Победы, городских митингов,
а также любимой детьми общегородской Новогодней елки. Народ привык к этим праздникам за последние 80 лет,
и невозможность их проведения встретила бы естественное сопротивление. В то же время в центре города практически
не имеется другой площади, куда их было бы возможно перенести без крупных материальных затрат.

4. На площади стало бы невозможно осуществлять парковку, необходимую из-за множества административных и
торговых учреждений, находящихся здесь. Следует напомнить, что с основания города все городские площади
создавались именно как места парковки для телег и саней, прибывавших для торговли. Половина площади,
на которой стоял Кафедральный собор, именовалась Кафедральной, но вторая половина была Торговой площадью.

5. Было бы невозможно осуществить планируемое Администрацией города строительство на площади
подземной парковки и иных подземных сооружений.

6. При восстановлении Храма на первоначальном месте он оказывается в нежелательной близости от памятника Ленину -
фасад собора находился бы в 4 метрах от окружающей памятник платформы. Если же учесть, что перед фасадом
храма должно быть свободное пространство для прохождения Крестного хода, то территория Храма должна фактически
соприкасаться с памятником, до постамента которого остается всего 15 метров. Памятник Ленину и формально
является памятником истории федерального значения, т.е. не может быть убран без решения правительства Российской
федерации, но он реально стал памятником прошлого, как бы к нему не относиться, классическим примером
формирования городского центра в Советский период.

6. При восстановлении Храма на первоначальном месте шпиль колокольни Собора оказывался бы в непосредственной
близости от шпиля здания Администрации города. До сноса Собора его колокольня замыкала перспективу
со стороны улицы Володарского. В настоящее время ее перспективу замыкает красивая башня здания Администрации города.
При восстановлении Храма на первоначальном месте колокольня Собора накладывалась бы на башню мэрии.
В то же время при взгляде на площадь со стороны главного проспекта города два шпиля (один с крестом, другой со звездой)
стояли бы рядом, создавая явный диссонанс.

В связи с этими соображениями, на проходившей 15 июня в Доме писателей пресс-конференции инициативной
группы по восстановлению Богоявленского собора, автором этой статьи было высказано компромиссное предложение.
Принятие этого предложение позволило бы и восстановить на Площади существовавший здесь ранее
Кафедральный Богоявленский собор, и при этом устранить все перечисленные препятствия, которые мешали бы его восстановлению.

Предлагается восстанавливать Кафедральный Богоявленский собор не на прежнем месте, в центре
площади, а в ее северо-восточном углу, вдоль тротуара между улицами 8 Марта и Володарского.

Для реализации предложения достаточно выделить для восстановления Кафедрального Богоявленского собора на
Площади 1905 года полосу земли у северо-восточного ее края длиной 60 и шириной 25 метров вдоль тротуара
северного края площади между улицами Восьмого марта и Володарского. Этой площади было бы достаточно
для размещения здания собора в пределах первоначального проекта XVIII века, без боковых приделов, пристроенных в XIX веке,
а также тротуара, окружающего храм, который необходим для проведения Крестных ходов в ходе богослужений.

Такое размещение восстанавливаемого здания не будет препятствовать транспорту, проведению общественных и
государственных мероприятий и не помешает осуществлению необходимого городу подземному строительству
на остальной части площади. Кроме того, размещение здания в северо-западном углу площади обеспечит более
гармоничное его сочетание со зданием Администрации города, которое также увенчано высоким шпилем примерно
такой же высоты, как у Собора, а также с памятником Ленину, расположенном на западном конце площади.

Для лучшего отделения храма от пространства площади его следовало бы поставить на стилобат (платформу)
высотой 1,5-2 метра (примерно на такой высоте находится тротуар северной части площади, около которого
предлагается восстанавливать храм). В стилобате можно было бы разместить дополнительные необходимые
служебные помещения храма.

Часто высказывается мнение, что храм может быть восстановлен только на том же месте, где он и стоял, где были алтари его.
Строгого требования для этого не существует, о чем свидетельствует и история этого храма.
Первоначально на этой площади была выстроена деревянная Богоявленская церковь. Затем рядом с ней был
построен этот каменный храм, а церковь была разобрана и перенесена на место, где находился Ипатьевский дом,
где она была освящена, как Вознесенская церковь. В дальнейшем новая каменная Вознесенская церковь была выстроена там,
где и ныне стоит Вознесенский храм на Вознесенской горке, а деревянную церковь разобрали и перенесли в Нижне-Исетск,
где она и стояла до 1930-х годов.

Однако, при строительстве храма на новом месте можно было бы осуществить перенос части строительных
материалов остатков старого фундамента в фундамент нового здания, где их можно было бы использовать
в обкладке стен новых подвальных помещений. При выявлении в фундаментах имевшихся в Храме захоронений
трех архиереев, если они все же сохранились, то их нужно было бы перенести в новое здание и торжественно там
вновь перезахоронить.

Нами на компьютере изображение Богоявленского собора было вмонтировано в фотографию Площади 1905 года,
сделанную фотографом Андреем Головиным в день 9 мая 2004 года. На фотографии хорошо видно,
что здание на новом месте не только не мешает проведению парада, но даже оставляет свободным почти всю часть
площади, занятой выставленной военной техникой и просто гражданами, пришедшими на праздник.
Думается, что большинство тех, кто видит эту фотографию, не знает, где же на самом деле стоял первоначально собор,
и не замечает существенной разницы от виденных ранее фотографий этой площади со стоявшим на ней храмом.


Красным пунктиром показано родное место Кафедрального собора


Красным пунктиром показано новое место Кафедрального собора


А вот так это должно примерно выглядеть


Дополнительная информация по теме:
Кафедральный Богоявленский собор. Прошлое и настоящее.
Вид Кафедрального собора. 1910 год.

Автор снимка Андрей Головин

18.06.2005
1723@1723.ru


made in yekaterinburg
Rambler's Top100 Яндекс цитирования