Украшаем набережную
«… Красотою уральской неброской, город мой был всегда знаменит
Красотою без блеска без лоска, красотою одетой в гранит
Пусть есть реки подлинней Исети …»
Набережная была построена в 1930-х гг.
И протянулась вдоль улицы Максима Горького от пр.Ленина до спорткомплекса "Динамо".
До начала 1950-х гг. набережную украшали скульптуры с рабоче-колхозно-спортивной тематикой.
Иными словами, скульптурный соцреализм.
Народ гулял по набережной, как по Летнему саду, совмещая эстетические аспекты от восприятия скульптуры
с приёмом воздушно-солнечных ванн и созерцанием водной глади.
Помимо прочего, скульптура играла ещё и воспитательно-образовательную роль,
а некоторые скульптуры служили образцом первого знакомства с анатомическими особенностями женского тела
( где ещё в то время с этим можно было познакомиться, как не на нашей набережной).
И что мы имеем сейчас? Давайте пройдёмся от проспекта Ленина в сторону «Динамо».
Направо лучше не смотреть, там, за кустами, на всём протяжении - общественный туалет,
налево тоже не советую, так как наш Городской пруд уже давно стал большой клоакой.
Ну вот и все впечатления. После этого остается зайти в магазин, купить бутылку и напиться с горя на этой же набережной.
Что, собственно, и происходит. Вывод простой - с исчезновением скульптуры мы потеряли главное: стремление к прекрасному.
Ведь, допустим, при посещении Летнего сада в Питере даже мысли не возникает зайти за кусты.
Ведь хоть она и мраморная, она ведь смотрит.
И вот для восстановления воспитательно-позновательного баланса на набережной
предлагается восстановить скульптуры. При этом возникли несколько вариантов скульптурных групп.
Остановимся на семи.
Но, предварительно посмотрим на современный вид набережной
Набережная со стороны пруда. На переднем плане второй спуск к воде.
На дальнем плане здание
Уральского приборостроительного завода
Фрагмент набережной. Справа постамент скульптуры № 6 (Ассоль).
Далее, летнее кафе "Речной трамвайчик" занимает первый спуск к воде.
У "речного трамвайчика" стояли скульптуры под № 4 (Колхозница) и № 5 (Шахтёр)
Вид набережной в сторону "Динамо". На переднем плане участок ограждения между скульптурами под № 6 и 7
Сохранившиеся анкера, державшие в своё время скульптуру под № 7 (Мистер Икс)
Место впадения речки Мельковки в городской пруд.
Теперь можно начать обзор предлагаемых вариантов
Вариант № 1. Традиционно-ностальгирующий.
В данном варианте просто восстанавливаем всю скульптуру, но уже в более долговечном материале.
Ниже, смотрим схему набережной (слева), а справа стоявшую скульптуру.
Вся скульптура под номерами, смотрим номер,
ищем расположение скульптуры на плане набережной.
Порядок расположения скульптуры с юга на север (от пр. Ленина до Динамо)
|
|
1. Девушка с веслом
Самая стильная скульптура
2. Теннисистка
3. Футболист
В левой руке у него мячик, хотя его и не видно. Но не за попу же он себя держит
4. Колхозница |
|
|
|
5. Шахтёр |
6. Девушка ждёт
Имеется в виду девушка на втором плане
|
6. Мужик.
Скульптура "Мужик" и "Девушка ждёт" стояли на одном постаменте в разное время. В нашем обзоре мы остановимся на "Девушка ждёт" |
|
|
|
7. И ещё мужик
Лучшего снимка не нашлось,
кто это - пока неясно |
8. Бегун с палочкой
|
9. Волейболистка
Хотя больше похоже на баскетбол, но я думаю в то время больше был в почёте волейбол, ну или пионербол. Хотя с такими четырьмя мячиками это уже явно не пионерка.
А спортсменка, комсомолка .... |
Последний постамент на схеме обозначен знаком "?".
Пока нет ни одного снимка, занимал его кто нибудь
или нет. Но мы его займём.
Вариант № 2. Римейк с творческим началом.
Задача такая. Скульптура и позы персонажей остаются прежние, но добавляется одежда или новый смысл и видение скульптуры.
Что может из этого выйти смотрим на примере скульптуры №1, т.е. «Девушки с веслом».
Размах получился широкий от Бандераса в Древний Рим и обратно к алкоголизму и вождю племени Тумба-Юмба.
Смотрим здесь
Посмотрели? И теперь представьте, что можно сделать с другими скульптурами…
Вариант № 3. Римейк с персонализацией героев.
На этот раз меняем позы и видение скульптуры. Но стараемся персонализировать безымянную скульптуру.
Новая форма, но старое содержание, в доступной для современника подаче.
|
|
|
1. Девушка с веслом.
Всё оставляем, только меняем позу, и больше радости в жизни. Здесь главное уже сложившийся образ. |
2. Теннисистка.
Я думаю Анна Курникова, да ещё в такой вот позе украсит нашу набережную.
|
3. Футболист.
Чтобы получить черного футболиста, нужно просто отлить его в чугуне в Каслях. И получаем Пеле. |
|
|
|
4. Колхозница.
В нашем случае это будет Свинарка. А вот пастук оставив свинарке баранов ударился в бега, его до сих пор ищут на Кавказе.
|
5. Шахтёр.
У нас шахтёр в стране один это Стаханов.
И теперь он всем проходящим по набережной будет объяснять свой метод |
6. Девушка ждёт.
В нашем случае это будет Асссоль. Пусть смотрит на другой берег Городского пруда. Ведь девочка созрела.
|
|
|
|
7. И ещё мужик.
Так как мы до сих пор не поняли кто там стоит, то пусть будет Мистер Икс, но в современной трактовке и "прикиде" от магазина "Казанова"
|
8. Бегун с палочкой.
Лучшего бегуна не найти.
Так пусть Карл Льюис побегает у нас
по набережной.
|
9. Волейболистка.
Волейболистку оставляем.
Но только уже под названием "Уралочка" или на крайний случай "Карполечка".
Получаем собирательный образ нашего уральского воллейбола.
|
Вариант № 4. Популистско-исторический.
Одной из главный тем последних десятилетий в нашем городе являются события, связанные с обнаружением,
экспертизой и захоронением Царской семьи и, в дальнейшем, строительством на месте расстрела, Храма На Крови.
Там, у построенного храма, есть всем известная скульптура Грюнберга, под рабочим названием
«Николая II с семьёй ведут на расстрел».
Вспоминаем как это выглядит.
Естественно, здесь вы не увидите ещё четырёх людей - Боткина, Харитонова, Труппа и Демидовой,
расстрелянных вместе с императором.
Как и раньше, так и сейчас, звёзды достаются генералам, даже мёртвым.
Но у нас более гуманный подход. На нашей набережной места хватит всем.
Начинаем расстанавливать всех по своим местам.
Обратите внимание: августейшая семья представлена визуально в виде восковых фигур.
Это только для того чтобы было понятно с чего лепил Грюнберг свой памятник.
На самом деле, княжны были милыми созданиями, в чём можно убедится посмотрев старый снимок.
Далее смотрим размещение августейшей семьи на набережной
|
|
|
1. Николай II |
2. Александра Федоровна |
3. Ольга |
|
|
|
4. Татьяна |
5. Мария |
6. Анастасия |
|
|
|
7. В данном случае образ Мистера Икса будет за Распутиным |
8. Алексей
|
9. Доктор Е.С.Боткин,
повар Харитонов,
10. Лакей Трупп, горничная
А. Демидова |
Представьте ситуацию. Приезжает к нам с очередным визитом Путин и, после торжественного заседания
в резиденции на набережной,
Россель предлагает осмотреть «главные» достопримечательности
города Екатеринбурга+Свердловска.
Первым делом он потащит всех к Храму На Крови.
В нашем случае это будет происходить степенно и непринужденно.
Все вываливают через главные ворота резиденции на набережную.
И сразу их взору предстают скульптуры под № 1 и № 2 (Император и Императрица).
Такое начало просто всех завораживает.
После непродолжительного рассказа все направляются к скульптуре № 3 (Ольга), далее № 4 (Татьяна), и № 5 (Мария)
напряжение возрастает, и мы двигаемся к скульптуре № 6 (Анастасия). Скульптуру № 7 мы пропустим.
Пусть это будет некий мистер Х, сыгравший зловещую роль (в этом варианте Распутин).
И вот делегация направляется к скульптуре № 8 (наследник Алексей).
Здесь начинается самое интересное, ведь именно от скульптуры № 8 открывается вид на Храм на Крови.
Все дружно идут в сторону храма. Как здесь не вспомнить про неслучайные совпадения.
А мы дойдём до скульптуры № 9. Здесь у нас стоят доктор Боткин и повар Харитонов.
А на постаменте под № 10 (На схеме он под вопросом), мы разместили лакея Труппа и горничную А.Демидову.
Вот теперь, кажется, все должны быть довольны.
Вариант № 5. Приемлемый.
Хоть что-то поставить, лишь бы что-нибудь стояло.
Это могут быть вазы, кубы, шары или просто абстрактная современная скульптура.
Вариант № 6 Сказочно-Бажовский.
Ставим героев сказок Бажова. Например Данила-мастера ставим на место шахтёра (№ 5)
Огневушка-поскакушка на место теннисистки (№2) ну и так далее.
Банально, но что делать...
Вариант № 7. Популярный или самый простой.
Ничего не делать. Пошли вы на хер со своей набережной, у нас есть дела поважнее.
Ведь:
«… Люди идут с молоком и сыром.
Несчастные люди, довольные миром.
Люди идут с простоквашей и хлебом.
Несчастные люди, забытые небом …»
23.03.2005
1723@1723.ru