|
||||
Уличная жизнь Гризодубовой Город : Екатеринбург Это был великий человек Валентина Степановна Гризодубова – советская лётчица, первая женщина, которая была удостоена звания Герой Советского Союза. Родилась 10 мая 1909 года в Харькове, в семье авиаконструктора и изобретателя. Окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала лётчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. Параллельно закончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию. В Советскую Армию Валентина Гризодубова попала в 1936 году. И уже через два года установила 5 мировых авиационных рекордов: высоты, скорости и дальности полёта. За 26 с половиной часов беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток она преодолела 6 с половиной тысяч километров. Именно за этот перелет ей присвоено звание Героя Советского Союза. Генерал-полковник авиации Полынин вспоминал, как Валентина Гризодубова пришла в авиацию. "Дело было летом, стояли мы в лагерях под Серпуховом у деревни Липецы. Подходит такая миловидная женщина и чуть не со слезами на глазах умоляет: - Ну, научите меня летать. Ну, пожалуйста... - Не могу я этого сделать, уважаемая. Не могу. Авиация боевая, а вы хотите, чтобы я посадил в самолет женщину, – отбивался от нее один из пилотов. Я все это понимаю, – не унималась она. – Но сделайте исключение, прошу вас". Это была ныне всем известная летчица Валентина Гризодубова. В конце концов, командир отряда сдался и разрешил ей попробовать. Она быстро переняла приемы управления самолетом, уверенно взлетала и садилась. Вскоре ее выпустили в полет самостоятельно и порекомендовали продолжить учебу по данному направлению. Позже Валентина Гризодубова участвовала в Великой Отечественной войне. Занимая руководящие посты, она в звании полковника лично совершила более 200 боевых вылетов, в том числе на ночные бомбардировки, а также доставляя за линию фронта боеприпасы и военные грузы. После 46 она ушла в запас, но с карьерой летчика не рассталась. Подготовила 86 пилотов. Занималась испытательными полётами. В 86 г. за многолетний доблестный труд получила звание Героя Социалистического Труда. Все это время она жила в Москве. Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена в столице, на Новодевичьем кладбище. Валентина Гризодубова награждена двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и разными медалями. В Москве установлен памятник ей; на доме, где она жила, размещена мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых открыли музей истории авиации. В Екатеринбурге есть улица Валентины Гризодубовой. Как же, помню, было дело… Вообще Екатеринбург можно назвать авиационным городом. И дело не только в названиях улиц. Еще во время Великой Отечественной войны к нам в город эвакуировали Военно-воздушную академию имени Жуковского. Кроме академических организаций и учреждений в Свердловск военный прибыли ведомственные и отраслевые научно-исследовательские институты. "Свердловский" период деятельности многих из них вошел в историю не только города и страны, но и имел общемировое значение. Например, первый в мире реактивный самолет Би-1, пилотируемый летчиком-испытателем Бахчиванджи, взлетел 15 мая 1942 года с испытательного аэродрома научно-исследовательского института Вооруженных военных сил под Свердловском. В январе 1943 года на базе аэродрома был создан аэропорт "Кольцово" – первый и в будущем крупнейший воздушный порт на Урале. Интересно, что он принимал не только советские самолеты. В годы второй мировой войны через "Кольцово" совершили перелет 8 тысяч американских бомбардировщиков "Боинг" и истребителей "Аэрокобра". Таким образом, Свердловск стал еще и транзитным пунктом на трассе, поставлявшей из США в СССР боевые самолеты. Я вчера по телеку видел В Екатеринбурге существует множество улиц, мемориальных досок, памятников и даже захоронений известных летчиков, участников Второй мировой войны. В нашем городе даже строящаяся станция метро связана с этой темой. "Чкаловская", которую обещают сдать в конце следующего – начале 2009 года, будет посвящена теме самолетостроения. В ее дизайне используют алюминиевые конструкции, а основу оформления составят мрамор и гранит. В центре станции установят колонны.
Программа подготовлена при участии государственного архива Свердловской области. По улицам гуляли вместе с сайтом 1723.ru, Екатеринбург+Свердловск.
|
||||