: Начало : Снимаем : Читаем : Анализируем : Думаем : Смеёмся : Топонимика : ЖК : МЫ : : Форум : Гостевая : О сайте :
 

посмотреть все улицы

Уличная жизнь

Гризодубовой

Город : Екатеринбург
Район : Ленинский
Тип : Улица
Название : Гризодубовой

Это был великий человек

Валентина Степановна Гризодубова – советская лётчица, первая женщина, которая была удостоена звания Герой Советского Союза. Родилась 10 мая 1909 года в Харькове, в семье авиаконструктора и изобретателя. Окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала лётчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. Параллельно закончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

В Советскую Армию Валентина Гризодубова попала в 1936 году. И уже через два года установила 5 мировых авиационных рекордов: высоты, скорости и дальности полёта. За 26 с половиной часов беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток она преодолела 6 с половиной тысяч километров. Именно за этот перелет ей присвоено звание Героя Советского Союза.

Генерал-полковник авиации Полынин вспоминал, как Валентина Гризодубова пришла в авиацию. "Дело было летом, стояли мы в лагерях под Серпуховом у деревни Липецы. Подходит такая миловидная женщина и чуть не со слезами на глазах умоляет:

- Ну, научите меня летать. Ну, пожалуйста... - Не могу я этого сделать, уважаемая. Не могу. Авиация боевая, а вы хотите, чтобы я посадил в самолет женщину, – отбивался от нее один из пилотов. Я все это понимаю, – не унималась она. – Но сделайте исключение, прошу вас".  

Это была ныне всем известная летчица Валентина Гризодубова. В конце концов, командир отряда сдался и разрешил ей попробовать. Она быстро переняла приемы управления самолетом, уверенно взлетала и садилась. Вскоре ее выпустили в полет самостоятельно и порекомендовали продолжить учебу по данному направлению.

Позже Валентина Гризодубова участвовала в Великой Отечественной войне. Занимая руководящие посты, она в звании полковника лично совершила более 200 боевых вылетов, в том числе на ночные бомбардировки, а также доставляя за линию фронта боеприпасы и военные грузы.

После 46 она ушла в запас, но с карьерой летчика не рассталась. Подготовила 86 пилотов. Занималась испытательными полётами. В 86 г. за многолетний доблестный труд получила звание Героя Социалистического Труда. Все это время она жила в Москве. Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена в столице, на Новодевичьем кладбище.

Валентина Гризодубова награждена двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и разными медалями. В Москве установлен памятник ей; на доме, где она жила, размещена мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых открыли музей истории авиации. В Екатеринбурге есть улица Валентины Гризодубовой.

Как же, помню, было дело…

Вообще Екатеринбург можно назвать авиационным городом. И дело не только в названиях улиц. Еще во время Великой Отечественной войны к нам в город эвакуировали Военно-воздушную академию имени Жуковского. Кроме академических организаций и учреждений в Свердловск военный прибыли ведомственные и отраслевые научно-исследовательские институты. "Свердловский" период деятельности многих из них вошел в историю не только города и страны, но и имел общемировое значение. Например, первый в мире реактивный самолет Би-1, пилотируемый летчиком-испытателем Бахчиванджи, взлетел 15 мая 1942 года с испытательного аэродрома научно-исследовательского института Вооруженных военных сил под Свердловском.

В январе 1943 года на базе аэродрома был создан аэропорт "Кольцово" – первый и в будущем крупнейший воздушный порт на Урале. Интересно, что он принимал не только советские самолеты. В годы второй мировой войны через "Кольцово" совершили перелет 8 тысяч американских бомбардировщиков "Боинг" и истребителей "Аэрокобра". Таким образом, Свердловск стал еще и транзитным пунктом на трассе, поставлявшей из США в СССР боевые самолеты.

Я вчера по телеку видел

В Екатеринбурге существует множество улиц, мемориальных досок, памятников и даже захоронений известных летчиков, участников Второй мировой войны. В нашем городе даже строящаяся станция метро связана с этой темой. "Чкаловская", которую обещают сдать в конце следующего – начале 2009 года, будет посвящена теме самолетостроения. В ее дизайне используют алюминиевые конструкции, а основу оформления составят мрамор и гранит. В центре станции установят колонны.

 

Программа подготовлена при участии государственного архива Свердловской области. По улицам гуляли вместе с сайтом 1723.ru, Екатеринбург+Свердловск.

 


Радиоверсии "Уличной жизни" слушаем на ГОРОД FM, 107.6 FM Вторник и четверг в 15.25.
Повторы: понедельник: 14.25, 17.35; вторник: 17.54, среда: 13.54, 15.35, 17.25; четверг: 13.35, 17.35; пятница: 13.25, 15.35, 16.54.




04.08.2007

 
- made in yekaterinburg - 2003 - 2006 -
Связь с администратором сайта admin@1723.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования