: Начало : Снимаем : Читаем : Анализируем : Думаем : Смеёмся : Топонимика : ЖК : МЫ : : Форум : Гостевая : О сайте :
 

посмотреть все улицы

Уличная жизнь

Байдукова и Леваневского

Город: Екатеринбург
Район: Железнодорожный
Тип: Улица
Название: Байдукова и Леваневского

Поселок "Семь ключей" считается окраиной Екатеринбурга, но здесь находятся многие важные социальные объекты, такие как детская многопрофильная больница № 9, дом инвалидов, дорожная больница станции Свердловск-Пассажирский, и центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Это далеко не весь список, и некоторые из его объектов находятся на улицах Леваневского и Байдукова.

Это был великий человек

Сигизмунд Александрович Леваневский - легендарный полярный летчик. Родился 15 мая 1902 года в Санкт-Петербурге, по происхождению - поляк. В детстве и юности время жил в деревне Сокулка Гродненской губернии. Сейчас это польский город Сокулки. В 1916 окончил 3 класса уездного училища. Работал чернорабочим на заводе. Осенью 1923 Сигизмунда направили на учебу в Севастопольскую военную авиационную школу морских летчиков, он опоздал к началу занятий, но позже все-таки получил образование. В 1934 ему присвоили звание Героя Советского Союза - за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев.

Леваневский был автором идеи Трансарктического перелета в США через Северный полюс. 3 августа 1935 года на самолете АНТ-25 он предпринял попытку перелета Москва - Северный полюс - Сан-Франциско. Но из-за технических неполадок полет был прерван над Баренцевым морем, самолет сел на аэродроме в районе Новгорода. Другой участник экспедиции, летчик Байдуков, имя которого носит еще одна улица "Семи ключей", вспоминал:

- И как же было обидно разворачиваться назад, пройдя Баренцево море. У нас интенсивно выбивало масло. Учитывая его резервное количество, может быть, мы смогли бы достичь Северного побережья Канады, но имелись строгие указания Серго Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности и председателя Правительственного комитета по дальним перелетам: "При первой появившейся неисправности материальной части - немедленно возвращаться домой".

Первая неудача не остановила Сигизмунда Леваневского. 12 августа 1937 года на четырехмоторном самолете он вновь стартовал по маршруту Москва - Северный полюс - Фэрбенкс (США). Из Фэрбенкса самолет, после дозаправки, должен был перелететь в Нью-Йорк. На следующий день с борта самолета поступила радиограмма с сообщением, что остановился крайний правый мотор - это было последнее сообщение от экипажа. На этом связь оборвалась. Несмотря на поиски, продолжавшиеся около года, самолет так и не нашли. Считается, что он потерпел катастрофу недалеко от берегов Аляски.

Сигизмунд Леваневский награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды. Его именем названы улицы в Москве, Казани, Туле, Липецке, Екатеринбурге и других городах России. Николаевское военное авиационное училище морских летчиков также носило его имя.

Георгий Филиппович Байдуков ненамного младше Леваневского. Он родился 13 мая 1907 года на разъезде Тарышта нынешней Новосибирской области. С 9 лет бродяжничал. Затем воспитывался в Барабинском интернате, периодически сбегал или исключался из детдома. В 1921 устроился на железную дорогу, и благодаря этому получил образование. Карьеру летчика начал в Армии, в годы службы окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, затем - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Работал на самолётах-истребителях, специализировался в отработке методов "слепых" полётов и посадок. А весной 1935 года был откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелёту. Обратимся еще раз к воспоминаниям Георгия Филипповича:

Во время весенней экзаменационной сессии было объявлено постановление о включении меня в состав экипажа Леваневского в качестве сменного пилота, сменного штурмана и сменного радиотелеграфиста для перелета на самолете АНТ-25 из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс. Это решение меня очень смутило, так как я никогда не интересовался ни Арктикой, ни Америкой, не знал самолета АНТ-25 и не был знаком с Леваневским. Но, как человек военный, я был обязан безоговорочно выполнять решения старших командиров. Леваневский рассказал мне, что он мечтает установить постоянную воздушную линию между Москвой и США по кратчайшему расстоянию.

Кратчайший путь - это 9605 км, он проходит через Северный полюс. Если лететь через Европу и Атлантический океан расстояние увеличится до 12 тыс. км. А полет через Дальний Восток и Тихий океан потребует преодоления 18 тыс. км…

Как оказалось, Байдукова рекомендовали к полету и начальник ВВС, и командир эскадрильи авиабригады НИИ ВВС, и начальник штурманской кафедры академии имени Жуковского. Эти люди посчитали, что Георгий Байдуков - один из лучших в стране специалистов по "слепым" полетам, а на этом маршруте требовалось именно пилотирование по приборам, вне видимости земли. В первом экспериментальном полете молодой летчик участвовал, во втором, где погиб Леваневский, по чистой случайности, - нет.

Георгий Байдков - участник войны, автор нескольких книг, обладатель громких званий и наград. Он является почётным гражданином города Николаевск-на-Амуре. В его честь переименован остров Лангр в Охотском море. Его имя носят улицы в Москве, Витебске, Могилёве, Донецке и Екатеринбурге. Соседняя улица "Семи ключей" носит имя летчика Леваневского.

Программа подготовлена при участии государственного архива Свердловской области и сайта 1723.ru


Радиоверсии "Уличной жизни" слушаем на ТОК-радио 107,6 FM
Вторник и четверг в 15:10.
Повторы: понедельник в 14:25, среда в 13:25 и пятница в 13:25.




09.05.2006

 
- made in yekaterinburg - 2003 - 2006 -
Связь с администратором сайта admin@1723.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования