|
||||
Уличная жизнь Большой конный
Город: Екатеринбург Большой конный - это и улица, и целый полуостров. Говорим сегодня о нем в программе "Уличная жизнь". Не подскажете, как пройти…. От трамвайного кольца ВИЗа, где находится Площадь Субботников, ходит трамвай под номером 11. Он единственный движется в сторону "Зеленого острова" - это официальное название второй его конечной остановки. В народе ее давно прозвали "Куба". Топоним возник из-за географической оторванности этого участка от основной части города. Кубу с городом связывает только одна асфальтированная дорога - Тупиковая, пишет сайт 1723.ru. Северное, Западное и Восточное побережья Кубы омываются водой, а вот с южной стороны находятся многочисленные болота. На оставшейся суше на полуострове Большеконный, на берегу Верх-Исетского пруда и расположился жилой массив Куба. Район образовался после открытия здесь в 1920-х годах водокачки и электростанции. Площадь Кубы можно условно разделить на три равные части. Территория бывшей электростанции, территория Водоканала, и жилой массив, расположившийся между двух промышленных зон. На Кубе две улицы: Водонасосная и Большой конный полуостров. А где находится это здание Основные достопримечательности Кубы - это курортно-рыбацкая зона - остров Баран, он соединён с Кубой дамбой. Еще здесь есть озеро Здохня, старая электростанция, клуб и несколько жилых зданий. Очень красиво смотрятся на полуострове естественные выходы гранитных глыб, которые с гордостью можно назвать Кубинскими каменными палатками. Встретимся у памятника Пожалуй, главная достопримечательность Кубы - неработающая электростанция, которую ввели в строй в 1927 году. Особо нужно отметить архитектуру электростанции. Именно в 1927 году в Свердловске стали появляться первые конструктивистские здания. А здесь налицо архитектура ещё дореволюционного периода. Этакий налёт модерна. Лицевой кирпич с введением штукатурных декоративных элементов. Очень своеобразное сооружение, достойное занесения в список памятников архитектуры. Как же, помню, было дело Впервые разговор о создании городского водопровода зашел в 1876 году. Депутаты городской Думы заслушали проект купца Якова Каминера. Воду он предлагал брать из городского пруда, а водозаборный бассейн устроить недалеко от дома Главного начальника горных заводов (ныне площадь перед театром Драмы). Обсуждение проекта затянулось более чем на 30 лет. К нему неоднократно возвращались, рассматривая другие предложения. Обсуждая их, городская Дума всякий раз принимала одно и то же решение: "Устройство водопровода в Екатеринбурге в настоящее время крайне затруднительно по недостаточности средств". Только 4 февраля 1922 года в газете "Уральский рабочий" появилась информация, что в городе "ведутся изыскания источников воды для сооружения водопровода". В середине 1923 года изыскания воды привели к Большому Конному полуострову. В 24-м плановая комиссия Окружного исполнительного комитета разработала проект, который с особой делегацией направили в Москву. Из столицы приехал представитель, осмотрел водоем и утвердил выбор. Сооружение водопровода стало всенародным делом. В июне 1925 года в торжественной обстановке заложили фундамент водонапорной башни. 20 декабря 25-го произошло открытие водопровода. Первыми воду "из-под крана" получили жители Верх-Исетска. В день открытия водопровода насос подавал 100 000 ведер воды в день, трубы под землей имели длину 17 с половиной километров. Вода из кранов тогда шла только днем. Я вчера по телеку слышал В прошлом году 7 ноября вместе с 76-летием екатеринбургского трамвая, отмечала 70-летие и одна из самых интересных трамвайных линий города - линия на Зелёный остров (Кубу). Трамваи пошли по этой ветке с 1935 года. В 1962 году на Кубе построили разворотное кольцо. А до этого там был тупик, и на Большой конный полуостров могли ходить только двухкабинные вагоны. В конце маршрута водитель пересаживался, и вел трамвай в обратном направлении. Времена меняются, но 11-й остаётся символом постоянства. Путь до сих пор одноколейный, его линия по-прежнему проходит по живописному берегу Верх-Исетского пруда. Как и почти 70 лет назад, здесь работают два вагона с двадцатиминутным интервалом, каждый день по многу раз встречаясь на разъезде.
Программа подготовлена при участии государственного архива Свердловской области.
Радиоверсии "Уличной жизни" слушаем на ТОК-радио 107,6 FM |
||||