В Екатеринбурге собираются строить не Храм-на-Крови, не Храм-покаяние, а Храм — на подлости и подлоге». С таким резким заявлением обратилась к нам в редакцию группа архитекторов, категорически протестующих против возведения на месте расстрела царской семьи храма по принятому градостроительным советом Екатеринбурга проекту Морозова — Грачева. Инициаторы скандала требуют вернуть проект архитектора Ефремова, признанный лучшим на международном конкурсе в сентябре 1992 года.
Архитектурные споры грозят вылиться в самый затяжной и масштабный скандал вокруг кровавого места на Вознесенской горке. Объяснить, почему у спорящих настолько непримиримые позиции, мы попросили самого бунтаря-архитектора Константина ЕФРЕМОВА:
— Что вам не дает покоя: потраченные на разработку проекта годы, деньги, которых вы лишились не став главным архитектором, или упущенная слава создателя храма, который, безусловно, приобретет мировую известность?
— Деньги здесь ни при чем. Мне предлагали сто миллионов только за то, что я откажусь, от своего проекта и оставлю свою фамилию, под той несуразностью, которую сейчас собираются строить на Вознесенской горке. Слава тоже не гложет, за державу обидно, вот что главное! Если бы я увидел, что появился проект, достойнее моего, я бы сам отступил в сторону и пожал руку его создателю. Но это же убожество. Когда моя жена увидела принятый проект, она хорошее слово подобрала: некультяпистый...
— Говорят, в первоначальном варианте этот храм был раскрашен в черно-красные тона?
- Да, был такой эскиз. Создатели этого православного храма почему-то решили, что раз «на Крови», значит и расцветка должна быть боевая, как в триллерах, как преисподней. Когда это увидел архиепископ Никон, он перекрестился и велел убрать подальше такой вариант.
— А как он возник, этот альтернативный вариант?
— Впервые я его увидел при очень странных обстоятельствах. На рабочем совещании в ОАО «Уралэнергострой» —генеральном подрядчике строительства храма — решали, как обойти при строительстве кабель правительственной связи, расположённый как раз на том месте, где стоял дом Ипатьева. Тогда и пришла идея строительства в храме не одного, а трех алтарей. Григорий Мазаев (ныне замминистра строительства и архитектуры Свердловской области) предложил мне на следующее утро принести подправленный проект храма, где проблема была бы устранена. Я в назначенный срок прихожу с готовым своим проектом и слышу в ответ: «Ты нарисовал и мне нарисовали. Пока я с собакой гулял, мой сын Антон вот что сделал». И показывает эскиз храма-ракеты, из которого и возник новый проект. Сходство поражает, настолько оно очевидно. Более того, мне было предложено довести до ума этот сыновний эскиз, и даже посулены деньги, но я отказался. На том и разошлись.
— Но это ваше воспоминание, естественно, никто и никогда не подтвердит. Тем более, что фамилия Мазаева не фигурирует в принятом проекте. Сказано, что будет строиться храм по проекту Морозова и Грачева...
— Да, Мазаев официально не фигурирует как автор проекта. Было бы глупо так подставляться. Но вы сравните два эскиза. И, кто знает, возможно со временем его фамилия появится.
— Вы постоянно повторяете, что уродство очевидно. Но другие-то не слепы, почему и градостроительный Совет и епархия предпочли проект Мазаева-Грачёва?
— Это для меня загадка: почему и губернатор области Эдуард Россель, и мэр Екатеринбурга Аркадий Чер-нецкий настаивают на этом варианте; Могу только предположить, что поскольку Мазаев имеет доступ к губернатору Росселю, то он сумел протолкнуть свой вариант. За полную разработку этого проекта уже заплачено 2,5 млн. рублей, и деньги идут через губернатора. Епархия же до сих пор не сказала своего окончательного слова. Мне лично один на один ар-: хиепископ Викентий говорил, что более по душе мой проект храма, но публично он это мнение не высказывал. Через певицу Людмилу Зыкину я передал письмо патриарху Всея Руси Алексию II с просьбой вмешаться и рассудить скандальную ситуацию. Ответа не последовало.
В 1997 году мой шестой вариант храма был утвержден и благословлен в патриархии. И о благословении проекта Морозова — Грачева я читал в православной газете. Вот такое раздвоение.
— Нечистая стройка рухнет?
— Все может быть. Но ведь не случайно скандалы не оставляют этого места. Частенько здесь объявляются люди, желающие нажиться на идее покаяния. Кто воровством, как отец Иоанн, скрывшийся с деньгами фонда строительства храма, кто жаждой увековечить свое имя. Потому более десятилетия в Екатеринбурге и не могут начать строительство чистого храма. В начале этого года я, по благословению владыки Викентия, совершил паломничество в Псково-Печорский монастырь.
В нем живут несколько вещих старцев, почитаемых верующими по всей России. К одному из них, отцу Адриану, я обратился с вопросом о том, какая судьба ждет Храм-на-Крови, если его построят по принятому сейчас проекту.
Ответ вещего старца был таким: «Это будет хлеб для козлищ». Захотят ли в
нашем городе прислушаться к этим словам? Возможно подействуют другие слова из Священного писания, где говорится, что придет пора «отделить зерна от плевел», а «агнцев от козлищ».
— Все это время, с начала работы над проектом храма, вы были главным архитектором Екатеринбургской епархии, а сейчас где вы?
— Официально я до сих пор являюсь главным архитектором епархии. Но зарплата там очень маленькая, и за эти годы работы над проектом моя семья жила на гроши, потому сейчас приходится искать дополнительные заработки. А должность главного архитектора дорога тем, что можно продолжать бороться за строительство достойного храма на святой земле.
Проект Морозова-Грачёва, принятый градостроительным
советом Екатеринбурга
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
На этой неделе во время раскопок на месте Ипатьевского дома на Вознесенской горке был найден важный камень. Камень, заложенный еще архиепископом Мелхиседеком в 1992 году на месте начала строительства Храма-на-Крови во имя всех Святых в земле Российской просиявших.
В то время казалось, что идея покаяния вот-вот даст ростки. Но прошло восемь лет, и мы выкопали даже корешки тех наивных надежд. За это время владыка Мелхиседек, обвиненный в причастности к исчезновению денег из фонда строительства Храма, был переведен в другую, более мелкую епархию. Возглавивший за ним Екатеринбургскую епархию владыка Никон был обвинен в содомском грехе и отправлен патриархией в Псково-Печорский монастырь замаливать грех.
Чтоб ускорить процесс появления храма, у нас решили собрать все камни. Грудкой лежат кирпичики от дома Ипатьева, найденные во время раскопок на месте дома. Добрались и до главного камня. Рядом с архитектурными раскопками уже ведутся подготовительные строительные работы, а бури скандалов вокруг Храма-на-Крови не утихают. И епархии, и местным властям очень хотелось бы поскорее затушить неприятные разговоры, чтоб достойно встретить патриарха Всея Руси Алексия II. Его визит, ожидаемый первоначально в начале июня, плавно перенесся на 20-е числа сентября, когда празднуется день Симеона Верхотурского. Для сбора всех камней и скандалов осталось чуть больше месяца.
Светлана ДОБРЫНИНА